г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике
СРО арбитражных управляющих Материалы по совещанию УФРС по ЧР с участием руководителей СРО

Анализ нарушений арбитражными управляющими законодательства



Анализ нарушений арбитражными управляющими законодательства "О несостоятельности (банкротстве)" по итогам 2006 года и 9 месяцев 2007 года

 

    Управление Федеральной регистрационной службе по Чувашской Республике (далее - Управление) за 2006 год и за девять месяцев 2007 поступило 259 жалоб и обращений на действия (бездействия) арбитражных управляющих (далее - АУ), из которых в 2006 году поступило 105 жалоб, за девять месяцев 2007 года – 154 жалобы. В 2007 году значительно возросло количество жалоб и обращений на действия арбитражных управляющих.
    По результатам рассмотрения жалоб и обращений на действия (бездействия) АУ в 2006 году было составлено 37 протоколов об административных правонарушениях, из которых по части 3 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) составлен 31 протокол, по части 1 статьи 19.4 КоАП – 5, по статьи – 19.6 КоАП составлен 1 протокол.
    За девять месяцев 2007 года составлено 58 протоколов об административном правонарушении и направлены в арбитражные суды 58 заявлений о привлечении АУ к административной ответственности по ч. 3 ст.14.13 КоАП РФ. Увеличение количества составленных протоколов и направленных заявлений в арбитражные суды за девять месяцев 2007 года свидетельствует об увеличении количества поступивших жалоб и обращений и усилении Управлением контроля за деятельностью АУ.
    В 2006 году по результатам рассмотрения заявлений Управления арбитражным судом привлечены к административной ответственности в виде штрафа 11 арбитражных управляющих по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, 4 по части по 1 статьи 19.4 КоАП РФ. За девять месяцев 2007 года привлечены 36 арбитражных управляющих по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
    За девять месяцев 2007 года по сравнению 2006 годом увеличилось количество привлечения к административной ответственности арбитражными судами в виде административных штрафов. Если в 2006 году АУ были привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 5100 рублей, то за девять месяцев 2007 года общая сумма штрафов составила 97500 рублей.
    Необходимо отметить, что в настоящее время на территории РФ судебная практика по административным правонарушениям в отношении арбитражных управляющих еще не сложилась. Так, за одно и тоже правонарушение одни судьи назначают штраф, другие прекращают производство по делу и объявляют устное замечание.
    За 9 месяцев 2006 года жалобы и обращения поступали по следующим процедурам банкротства: по конкурсному производству - 81, наблюдению - 18, внешнему управлению - 5, финансовому оздоровлению - 1.
    За 9 месяцев 2007 года жалобы и обращения поступили по процедурам конкурсного производства - 129, наблюдения - 15, внешнего управления -10.
    Из поступивших в адрес Управления обращений о нарушениях арбитражными управляющими норм ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ) можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся нарушения в процедурах банкротства, которые явились основанием для составления протоколов об административных правонарушениях.
    Наблюдение. В 2007 году продолжаются случаи несвоевременного направления для опубликования сведений о введении процедуры банкротства временными управляющими (ст.54, 128 ФЗ). По данному основанию было составлено 3 протокола об административном правонарушении (в 2006 году – 2 протокола). За не проведение временным управляющим в установленный срок первого собрания кредиторов в процедуре наблюдения как в 2006, так и в 2007 году было составлено 4 протокола об административном правонарушении. За не проведение анализа финансового состояния должника (п.1 ст.67 ФЗ) были привлечены к административной ответственности временные управляющие по 2 протоколам (в 2006 году по 3 протоколам).
    В 2006 году отмечались и такие нарушения, как не представление материалов собрания кредиторов для ознакомления, несвоевременное направление уведомления о времени проведения собрания кредиторов. Данные правонарушения не выявлены в 2007 году, однако в 2007 году временными управляющими были допущены новые правонарушения, а именно: затягивание сроков проведения процедур банкротства (4 протокола); не направления в арбитражный суд отчета о своей деятельности (2 протокола).
    Внешнее управление. Как в 2006 году, так и в 2007 году АУ были допущены нарушения сроков составления плана внешнего управления, в результате чего был составлен 1 протокол об административном правонарушении (в 2006 году также составлен 1 протокол). В 2006 году отмечались такие нарушения как не проведение собрания кредиторов по утверждению плана внешнего управления – в 1 протоколе. Данные правонарушения не выявлены в 2007 году, однако в 2007 году внешними управляющими были допущены новые правонарушения, а именно: составление отчета не по установленным формам (1 протокол), получение займов в процедуре внешнего управления без согласования с собранием кредиторов (ст.110 ФЗ) (1 протокол).
    Конкурсное производство. Как и в 2006 году самым распространенным нарушением законодательства о несостоятельности (банкротстве) является нарушение периодичности проведения собраний и представления отчетности собранию кредиторов (ст.143 ФЗ). По данному основанию были составлено 34 протокола об административном правонарушении (в 2006 году – 11 протоколов). Следующим наиболее часто встречающимся правонарушением является несвоевременное направление для опубликования сведений о введении процедуры конкурсного производства (ст.54, 128 ФЗ), по данному основанию было составлено 18 протоколов (в 2006 году – 5 протоколов). За не направление в пятидневный срок со дня проведения собрания кредиторов в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов и необходимых приложений (п.7 ст.12 ФЗ) в 2007 году было составлено 13 протоколов. Указанное основание чаще всего выявляется в ходе непосредственного обнаружения. Следующим часто встречающимся правонарушением является не указание в уведомлении о проведении собрания кредиторов всех данных, установленных п.3 ст.13 ФЗ, за которое было составлено 10 протоколов (в 2006 году – 2 протокола). Также, в 2007 году были выявлены случаи не указания в отчете конкурсного управляющего всех сведений (п.3 ст. 143 ФЗ), за что было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях (в 2006 году – 1 протокол). В 2007 году были выявлены и случаи не утверждения предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника в установленные законом сроки (ст.139 ФЗ), за что также было составлено 7 протоколов об административных правонарушениях. 4 протокола об административных правонарушениях как в 2006, так и в 2007 году были составлены за несвоевременное уведомление о проведении собрания кредиторов (ст.13 ФЗ).
    Кроме того, за девять месяцев 2007 года встречались и иные нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), а именно: не проведение работы по закрытию счетов (ст.133 ФЗ); необоснованное привлечение специалистов для обеспечения своей деятельности; продажа имущества, являющегося предметом залога, без проведения открытых торгов (ст. 138 ФЗ); нарушение очередности удовлетворения требования кредиторов (ст.143 ФЗ); осуществление расчетов через кассу (ст.133 ФЗ) и др.
   
    Таким образом, увеличение количества жалоб и усиление контроля за деятельностью арбитражных управляющих со стороны регулирующего органа повлекло за собой значительное увеличение количества составленных протоколов, в том числе и по новым основаниям, не имевшим место в 2006 году. Как и в прошлом году, за девять месяцев 2007 года наибольшее количество установленных правонарушений относится к действиям арбитражных управляющих во время осуществления процедуры конкурсного производства. Это связано с тем, что в отношении большинства предприятий проводится процедура конкурсного производства, на данной стадии банкротства происходит реализация имущества должника и расчеты с кредиторами, что вызывает наибольшее число конфликтных ситуаций и, соответственно, жалоб на действия арбитражных управляющих, по сравнению с другими процедурами банкротства.