г.Чебоксары   тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Герб регслужбы Кадастр и недвижимость
О насГоспошлинаВопросы - ответы
Поиск

Новости

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

12.07.2007 Доклад о ходе реализации в Чувашской Республике закона о "дачной амнистии"

 
С 1 сентября 2006 года вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее – Федеральный закон от 30.06.2006 №93-ФЗ). Учитывая актуальность и роль указанного закона, Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее – Управление) уделяет особое внимание его реализации. Управлением принят комплекс мер по обеспечению эффективной реализации положений Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ. Для удобства заявителей в Управлении и его обособленных подразделениях был установлен новый регламент работы: увеличилось время работы отделов и секторов приема и выдачи документов. В г.Чебоксары, Новочебоксарском, Чебоксарском отделах суббота стала рабочим днем. Сокращено время ожидания в очереди, работа Управления ведется в рамках Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав, утвержденного приказом Министерства юстиции от 14.09.2006 №293. В целях обеспечения интересов граждан приказами Управления сокращены сроки государственной регистрации прав в рамках Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ с 30 (тридцати) до 20 (двадцати) календарных дней, с 01.06.2007 срок государственной регистрации сокращен до 10 (десяти) календарных дней. В целях формирования единой правоприменительной практики, оперативного разрешения вопросов, возникающих в ходе применения Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ, на территории Чувашской Республики была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли руководители, специалисты органов и организаций, задействованных в реализации данного закона. В рамках работы межведомственной рабочей группы в октябре 2006 года разработаны: - перечни документов, необходимых для государственной регистрации; - схемы действия граждан по оформлению своих прав; - памятки для граждан по заполнению декларации об объекте недвижимого имущества, по размерам государственной пошлины, расположению пунктов приема документов на государственную регистрацию прав; - памятки главам муниципальных образований в целях разъяснения норм действующего законодательства, регулирующих вопросы оформления прав граждан на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки и иные объекты недвижимости, подпадающие под действие Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ; - примерные формы заключений правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, органа местного самоуправления поселения или городского округа, представляемых в соответствии с п.2 ст.25.3 Закона о регистрации. За период действия Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ в Управление обратилось свыше 4 тысяч граждан за консультацией по вопросам оформления прав на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке. Консультирование заявителей осуществляется заместителем руководителя, всеми начальниками отделов и государственными регистраторами центрального аппарата Управления и его обособленных подразделений, а также специалистами, осуществляющими прием документов. Одновременно проводится активная работа по освещению вопросов, касающихся «дачной амнистии», в сети Интернет и в средствах массовой информации по всей республике. В 2006 году в средствах массовой информации прошло 45 подготовленных Управлением материалов, в период с января по июнь 2007 года – 51. Управлением проведены 3 горячие телефонные линии для населения, на которых представители Управления отвечали на вопросы граждан, касающиеся «дачной амнистии». Кроме того, с информацией, касающейся реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, можно ознакомиться на информационных стендах в залах приема заявителей как в центральном аппарате Управления, так и в обособленных подразделениях, получить бланки деклараций, памятки по государственной регистрации прав в упрощенном порядке и перечни документов, необходимых для государственной регистрации прав (отпечатано типографским способом). Заказаны специальные стенды для размещения указанной информации. На сайте Управления организован специальный раздел «Государственная регистрация прав в упрощенном порядке», где можно ознакомиться с перечнями документов, необходимых для государственной регистрации прав, вопросами – ответами, касающимися государственной регистрации прав в упрощенном порядке, статистической информацией о количестве зарегистрированных прав на объекты, подпадающие под «дачную амнистию», и другой информацией по указанному направлению. Также, в Управлении работает справочная телефонная служба. Тема «дачной амнистии» в указанный период неоднократно освещалась на совещаниях и семинарах, как в столице республики, так и в районах республики. Это собрания депутатов и граждан сельских поселений, встречи с председателями и бухгалтерами садоводческих товариществ, республиканские семинары с участием всех глав муниципальных образований, совещания в Администрации Президента Чувашской Республики, участие в Единых информационных днях в районах Чувашской Республики. Заместитель руководителя принимал участие на заседаниях Правительственной комиссии по контролю за соблюдением норм земельного законодательства и развитию конкуренции, в том числе по вопросам организации работы глав муниципальных образований в рамках реализации ст.12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ. Еженедельно Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики проводится совещание по вопросам реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, на котором принимает участие руководитель или представитель Управления. Представителем Управления принималось участие в работе Совета муниципальных образований Чувашской Республики, в рамках которого главам городских и сельских поселений районов Чувашской Республики оказана методическая помощь по реализации ст.12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, которая наделяет органы местного самоуправления полномочиями оформления в упрощенном порядке прав граждан. Всего за весь период действия Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ главам муниципальных образований были направлены следующие материалы: - разъяснения по отдельным вопросам применения Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ (31.01.2007г.), - разработанные Управлением памятки по вопросам оформления прав граждан на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки и иные объекты недвижимости, подпадающие под действие Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, - примерные формы заключения: правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающего, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ предоставленного гражданину для ведения дачного хозяйства или садоводства земельного участка, правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, представляемого гражданином – членом данного некоммерческого объединения в орган местного самоуправления для предоставления садового, огородного или дачного земельного участка в собственность, органа местного самоуправления поселения или городского округа, подтверждающего, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ предоставленного гражданину для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка. В целях формирования единой практики на территории Чувашской Республики по применению Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ Управление взаимодействует с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, ГУП «Чуваштехинвентаризация» Минстроя Чувашии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике и другими органами. В республике принят Указ Президента Чувашской Республики от 03.10.2006 № 80 «О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике» (далее – Указ от 03.10.2006 № 80), во исполнение которого разработан план мероприятий по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2006 – 2008 годы, утвержденный Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.10.2006 № 295-р. Во исполнение указанного плана совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Чувашской Республике проведены совместные кустовые семинары-совещания по вопросу организации приема документов на государственную регистрацию в рамках реализации статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, оказанию методической и консультационной помощи главам муниципальных районов и городских округов по организации государственной регистрации прав граждан на объекты недвижимого имущества по принципу «одного окна». Помимо этого, в целях реализации Указа от 03.10.2006 № 80 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2006 № 289 на период до 01 января 2010г. установлены предельные максимальные цены (расценки) работ по проведению в Чувашской Республике территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (с установлением границ земельных участков на местности). Информация о ходе реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ направляется Главному Федеральному инспектору Чувашской Республики, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, Администрацию Президента Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики. Вместе с тем, отделом по работе с крупными правообладателями и обособленными подразделениями еженедельно проводится мониторинг количества принятых заявлений в рамках «дачной амнистии», информация о котором направляется в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, доводится до Президента Чувашской Республики и Правительства Чувашской Республики. Управлением периодически проводятся обучающие семинары со специалистами и государственными регистраторами. Вопросы реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ неоднократно обсуждались на совещаниях с руководителями обособленных подразделений. Также, 14.06.2007 проведен семинар, на котором рассматривались особенности государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке, анализ отказов в государственной регистрации права собственности в упрощенном порядке, анализ тематических проверок по реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, а также проведен круглый стол по актуальным проблемам, касающимся реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, требующим разъяснения Федеральной регистрационной службы и внесения изменений в законодательные акты. Об актуальности темы «дачной амнистии» говорит и то, что вопросы практической реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ затрагивались на заседании Совета государственных регистраторов, проведенного в г. Самара. В Чувашской Республике в период с сентября по декабрь 2006 года значительного количества обращений граждан за государственной регистрацией прав в упрощенном порядке не последовало. Это обусловлено определенной осторожностью (даже настороженностью) населения ко всему новому, а также окончанием «дачного сезона», снижением активности населения, природным фактором: в зимний период затруднительно проведение межевания земельного участка. Однако с января по май 2007 года (когда размер государственной пошлины снизился с 500 до 100 рублей) наблюдалась тенденция увеличения количества таких обращений. В июне 2007 года активность населения снизилась, что, вероятно, связано с летним периодом, проведением сельскохозяйственных работ. В период с 01.09.2006 до 01.07.2007 в Управление поступило 5910 заявлений граждан на государственную регистрацию прав в упрощенном порядке. Из них большая часть поданных заявлений приходится на государственную регистрацию земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства – 4071 заявление, что составляет 70% от общего количества поступивших заявлений по данной категории дел. 22% (1325 заявлений) приходится на регистрацию жилых домов – индивидуальное жилищное строительство, 7% (440 заявлений) – на гаражи, садовые, дачные домики, иные объекты в рамках «дачной амнистии», 1% (74 заявления) – на садовые, огороднические, дачные земельные участки, составляющие территорию объединения (садоводческого, огороднического, дачного) и не относящиеся к имуществу общего пользования. Наибольшее развитие «дачная амнистия» получила в Чебоксарском районе (1494 заявлений), в городе Чебоксары (746 заявлений), в Козловском районе (503 заявления). Низкая активность населения по оформлению своих прав на объекты недвижимости в упрощенном порядке наблюдается в Порецком районе (24 заявления), Шемуршинском районе (19 заявлений), в которых отсутствуют садоводческие товарищества. Количество отказов в государственной регистрации прав в упрощенном порядке незначительное. В частности, в период с 01.09.2006 до 01.07.2007 Управлением вынесено 12 решений об отказе в государственной регистрации прав, при этом 11 из них – на земельные участки. Как правило, основания для отказа в регистрации совпадают: - представление в качестве основания для государственной регистрации права собственности на земельные участки вместо выписки из похозяйственной книги выписки из колхозной земельной шнуровой книги; вместо акта (решения) органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка – договор об установлении права застройки земельного участка 1927 года; - несоответствие представленных документов требованиям статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), а именно, то, что документы свидетельствовали о предоставлении земельных участков не заявителям, а предыдущим владельцам жилых домов, расположенных на данных земельных участках. В ходе реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ возникали и возникают проблемные вопросы. Всего в Федеральную регистрационную службу направлено 14 проблемных вопросов. В настоящее время письмами Росрегистрации даны разъяснения на многие из них. Вместе с тем, хочется отметить неразрешенные проблемы, требующие внесения изменений в Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ. 1. С заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок обратился гражданин. В качестве документа-основания представлен государственный акт на землю, подтверждающий возникновение права пожизненного наследуемого владения на данный земельный участок, предоставленный под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, заявителем также представлены все необходимые для государственной регистрации документы. В ходе проведения правовой экспертизы и юридической силы представленных документов установлено, что документы оформлены надлежащим образом и соответствуют законодательству, основания для отказа в государственной регистрации отсутствуют. Вместе с тем, проверка ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав показала, что жилой дом, расположенный на земельном участке, заявителем ранее был продан. Договор купли-продажи и права собственности покупателя на жилой дом зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 36 Земельного кодека Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельного участка имеют собственники зданий, строений, сооружений. Таким образом, и собственник жилого дома, и обладатель земельного участка, имеют право приобретения земельного участка в собственность. В данном случае права на оформление земельного участка будут реализованы у того, кто первым обратился за государственной регистрацией (п. 35 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста от 01.07.2002 №184). Вместе с тем данная ситуация может повлечь негативные последствия для граждан и судебные споры. В связи с чем, необходимо внесение изменений в Федеральный закон в части преимущественного права оформления земельного участка в собственность за собственником недвижимости, расположенной на земельном участке. 2. Вторая проблема связана с возможностью государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования. Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ определено, что его нормы применяются, если документы свидетельствуют о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования. Таким образом, наследодателю при жизни принадлежало право оформления земельного участка в собственность в упрощенном порядке. В силу содержания право постоянного бессрочного пользования не переходит по наследству, вследствие чего наследник утрачивает такую возможность и может приобрести право собственности только на жилой дом. Право на земельный участок, на котором расположен жилой дом, ему придется оформлять в общем порядке в рамках ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Зачастую органы местного самоуправления отказывают таким гражданам в приобретении земельного участка в собственность, предоставляя на определенный срок по договору аренды, хотя они могут проживать в домах, которые расположены на этих земельных участках, многие годы. В связи с чем, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ о том, что государственной регистрации права собственности наследников объекта недвижимости подлежат земельные участки, предоставленные наследодателю на праве постоянного бессрочного пользования для индивидуального жилищного строительства. 3. В Управление обращаются граждане с заявлениями о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на гаражи, находящиеся в гаражно-строительных, гаражных кооперативах, построенных до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Как правило, земельные участки предоставлялись гаражно-строительным кооперативам для строительства либо эксплуатации гаражей. При этом действие статьи 25.3 Закона о регистрации распространяется на случаи, когда земельный участок предоставлен гражданину под индивидуальное гаражное строительство, и для строительства объекта недвижимого имущества не требуется разрешения на строительство. Вместе с тем, большинство гаражей находится в гаражных кооперативах. Случаи предоставления земельных участков под индивидуальное гаражное строительство в Чувашской Республике единичны, земельные участки в основном предоставлялись гаражным и гаражно-строительным кооперативам. Хотя фактически строительство гаражей осуществлялось, как правило, собственными силами. По действующему законодательству выходит, что упрощенный порядок государственной регистрации не распространяется на вышеуказанные гаражи. В связи с вышеизложенным, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ в части распространения упрощенного порядка государственной регистрации на ранее возведенные гаражи (гаражные боксы), находящиеся в гаражно-строительных, гаражных кооперативах. 4. В практике Управления возникает вопрос о возможности регистрации права собственности на основании свидетельства о праве на наследство на земельный участок, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения, если свидетельство о праве на наследство выдано после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Особо обращает на себя внимание тот факт, что Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ признаны утратившим силу пункт 5 ст.20 и пункт 3 ст.21 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым каждый гражданин имел право приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании (в пожизненном наследуемом владении) земельный участок. Таким образом, с 1 сентября 2006 г. граждане, чье право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения подтверждается свидетельством о праве на наследство или решением суда, не подпадающим под действие упрощенного порядка государственной регистрации права собственности, уже никогда не смогут приобрести на них право собственности. Данное обстоятельство противоречит основным целям «амнистии». 5. Ситуация, напрямую не затрагивающая положения Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, связана с процедурой государственной регистрации прав на земельные участки. В частности, это случай предоставления заявителями на государственную регистрацию кадастровых планов земельного участка, состоящих только из раздела В.1, содержащего общие сведения о земельном участке в текстовой форме. Как известно, обязательным приложением к представляемым на государственную регистрацию прав документам является кадастровый план земельного участка (п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 25.2, п. 2 ст. 25.3 Закона о регистрации). В соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.0-04-01-01, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года, кадастровый план, предназначенный для государственной регистрации прав, должен включать разделы В.1 и В.2. При этом в разделе В.2 «План (чертеж, схема) границ земельного участка» отражаются в графической форме сведения о границах земельного участка. Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не содержат такого требования к представляемому на регистрацию кадастровому плану как обязательное включение в него разделов В.1 и В.2. Для внесения записей в Единый государственный реестр прав об описании земельного участка достаточно раздела В.1 кадастрового плана. Кроме того, единственным запретом на государственную регистрацию права собственности гражданина на земельный участок в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации является случай, когда такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. В связи с этим, полагаем, что при наличии предусмотренных законом документов для государственной регистрации и их соответствии требованиям закона непредставление на государственную регистрацию прав раздела В.2 кадастрового плана земельного участка не может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав. По данному вопросу необходимы дополнительные разъяснения. 6. При обращении граждан за оформлением кадастрового плана органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, требуют проведение межевания, в том числе и по ранее учтенным земельным участкам. Кроме того, землеустроительные организации не придерживаются предельных максимальных цен по проведению землеустройства, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2006 № 289. Таким образом, процедура межевания земельного участка остается достаточно дорогостоящей. 7. Реализацию Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ в Чувашской Республике также затрудняет значительная стоимость оформления технического паспорта, связанная с тем, что органы технической инвентаризации в обязательном порядке проводят инвентаризацию вспомогательных сооружений, таких как баня, предбанник, забор, колодец и др. и включает их в состав объекта. Однако права на них при регистрации права на жилой дом не регистрируются. Права на такие постройки могут быть зарегистрированы без их внесения в техпаспорт путем подачи декларации по желанию гражданина. 8. В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п.6 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов. Но на практике указанный срок не соблюдается, процедура выдачи документа затягивается. Еще одно обстоятельство, препятствующее эффективной реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ - граждане не хотят регистрировать свои права на объекты недвижимого имущества, поскольку боятся, что налог на имущество будет исчисляться исходя из его рыночной стоимости и с момента возникновения права собственности им необходимо будет платить большие налоги, что повлияет на семейный бюджет. По результатам проведенного анализа информации, полученной из Чувашстата, Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, предполагаемое количество объектов недвижимости, подпадающих под действие Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляет 949867.

Назад
 
Главная Задать вопрос
О нас|Госпошлина|Вопросы - ответы
Административная реформа | Дачная амнистия | Ипотека | Запись на прием Готовность документов
     Copyright © УФРС РФ по ЧР Разработано SolidWS