г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Новости



07.09.2007 Обобщение результатов проведенных в 2006 году и 1 полугодии 2007 года проверок деятельности органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов ЧР

 
В соответствии с Общим положением о территориальных органах Федеральной регистрационной службы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 183, и Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста Российской Федерации от 25.12.2006 № 380, (далее – Административный регламент) и во исполнение Плана работы Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее - Управление) на 2007 год, утвержденного приказом Управления 28.12.2006 № 391-общ., согласно графикам проведения выездных проверок деятельности органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов, согласованным с отделом ЗАГС Министерства юстиции Чувашской Республики, Управлением проводятся выездные проверки деятельности органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Проверки осуществляются на предмет соответствия деятельности органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации: - Конституции Российской Федерации; - Гражданского кодекса Российской Федерации; - Семейного кодекса Российской Федерации; - Налогового кодекса Российской Федерации; - Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон); - постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 №709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния», утверждающего Формы бланков записей актов гражданского состояния (далее – Формы бланков записей актов гражданского состояния); - постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 №1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной редакции актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее - Формы бланков заявлений о государственной редакции актов гражданского состояния); - постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 N 432 «Об утверждении правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее - Правила); - приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.1998 №194 «Об утверждении образцов бланков записей актов гражданского состояния»; - приказа Федеральной архивной службы России № 38 и Министерства юстиции Российской Федерации № 230 от 02.08.1999 «Об утверждении правил передачи в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг» и т.д. В 2006 году и первом полугодии 2007 года проведено совместно с Отделом ЗАГС Министерства юстиции Чувашской Республики 18 проверок деятельности отделов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, из них 10 проверок – в 2006 году, 8 – в 2007 году. Одна из состоявшихся в 2007 году проверок является внеплановой. В 2006 году осуществлены плановые проверки деятельности следующих органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики: отделов ЗАГС г. Канаш, Канашского района, Шумерлинского района, г. Шумерля, Шемуршинского района, Ядринского района, Батыревского района, Красночетайского района, Калининского района г. Чебоксары, Московского района г. Чебоксары. В первом полугодии 2007 года проведены плановые проверки деятельности следующих органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики: г.Новочебоксарска, Ибресинского района, Вурнарского района, Порецкого района, Цивильского района, Янтиковского района, Козловского района. За указанный период проведена одна внеплановая проверка в связи с поступившим обращением гражданина с жалобой на нарушения его прав и законных интересов действиями работников отдела ЗАГС администрации г. Алатырь, связанные с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации. Проверка показала, что жалоба гражданина не обоснована. Работники отдела ЗАГС администрации г. Алатырь при регистрации в 1974 году рождения ребенка, данные об отце, которые оспаривает заявитель, действовали в соответствии с действующим законодательством. Надзорные функции осуществляются Управлением в республике поэтапно, с постепенным внедрением новых способов и методов проведения проверок. На начальном этапе (с III квартала 2006 года) проверки проводились без каких-либо разъяснений со стороны Росрегистрации практики проведения проверок. С ноября 2006 года специалисты Управления проводят более глубокий анализ деятельности органов ЗАГС. По итогам проверок оформляются акты (справки) с рекомендациями работникам органов ЗАГС. С 16.03.2007 работа по проведению в установленном порядке проверок органов ЗАГС и принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством, организована в соответствии с Административным регламентом, согласно которому проверки органов ЗАГС включают последовательные административные процедуры: - принятие решения о проведении проверки; - подготовка к проверочным мероприятиям; - осуществление проверки; - подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом проверки субъекта проверки; - принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности субъекта проверки. Административные действия исполняются строго в определенные Административным регламентом сроки. В ходе проведенных проверок следует отметить органы ЗАГС муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, деятельность которых ведется на высоком профессиональном уровне: отдел ЗАГС Московского района г. Чебоксары, Порецкого района, Цивильского района. Наряду с органами ЗАГС, положительный опыт в деятельности которых отмечен выше, в практике работы отделов ЗАГС Калининского района города Чебоксары, Вурнарского района, Козловского района имеются многочисленные нарушения законодательства. В ходе проведенной проверки деятельности отдела ЗАГС Козловского района выявлены существенные недостатки и нарушения законодательства. В результате чего Управлением 01.06.2007 внесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния. В ходе проведения проверок органов ЗАГС изучается соблюдение законодательства по основным разделам: 1) государственная регистрация актов гражданского состояния; 2) внесение изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния; 3) восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния; 4) выдача повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния; 5) принятие решений об отказе в совершении государственной регистрации актов гражданского состояния, внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния; 6) заполнение бланков записей актов гражданского состояния; 7) организация учета, хранения и использования бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния; 8) формирование архивных фондов книг государственной регистрации актов гражданского состояния; 9) взимание государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния. В ходе анализа результатов проведенных Управлением проверок по вышеуказанным разделам деятельности органов ЗАГС муниципальных районов и городских округов республики продолжают иметь место следующие типичные нарушения законодательства: 1. В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 18 Федерального закона имя ребенку записывается по соглашению родителей. В соответствии со статьей 16 Федерального закона в случае, если родители не имеют возможности лично заявить о рождении ребенка, это может быть сделано другим лицом, уполномоченным родителями. При этом должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие его полномочия, в частности доверенность. В практике отделов ЗАГС есть случаи, когда в доверенности, выданной матерью, отсутствует информация об имени новорожденного. Поскольку заявление сделано не родителями ребенка, отсутствуют основания для внесения сведений об имени ребенка в актовую запись о рождении. 2. Пункт 2 статьи 9 Федерального закона устанавливает круг лиц, которым может быть выдано повторное свидетельство. Однако имеют место случаи, когда повторные свидетельства выдаются лицам без предоставления нотариально удостоверенной доверенности либо лицам, не уполномоченным доверенностью на получение данных сведений. Например, на основании доверенности на получение технического паспорта работник органа ЗАГСа выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. 3. В соответствии со статьей 11 Семейного кодекса Российской Федерации при наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления. Были выявлены случаи регистрации брака в день подачи заявления при отсутствии особых обстоятельств, либо особые обстоятельства не подтверждались документально. При регистрации брака по уважительным причинам до истечения месяца обнаружены случаи регистрации брака по таким причинам, как семейным обстоятельствам без их объяснения и отъезд на работу без подтверждающих документов (например, отъезд в другую местность в долгосрочную командировку, на постоянное место жительства и др.). 4. Имеют место факты нарушения порядка рассмотрения заявлений о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, установленного статьей 72 Федерального закона. Так, при получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению, а также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе записи актов гражданского состояния по месту их хранения. В ряде случаев запросы произведены раньше поступившего от гражданина заявления об исправлении либо изменении акта гражданского состояния. Согласно письму Росрегистрации от 03.05.2007 за № 11-1337-СВ истребование копий актовых записей до принятия в установленном порядке заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния возможно только в случае обращения в компетентные органы иностранных государств. 1. При проверке заполнения бланков записей актов гражданского состояния выявлены следующие нарушения: - в соответствии с Формами бланков записей актов гражданского состояния, в графе 20 записи акта о рождении, как и в графе 13 записи акта о смерти, указываются фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя либо наименование и юридический адрес организации, от имени которых выступает уполномоченное лицо. Часто работниками отделов ЗАГС указываются неполные сведения в отношении лица, заявившего о рождении ребенка или смерти гражданина, если данное лицо является представителем юридического лица (отсутствует юридический адрес организации); - в соответствии с пунктом 12 Правил бланки актовых записей заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Из вышеназванного пункта следует, что при составлении актовой записи сведения, подлежащие внесению в неё, необходимо сверять с документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Однако в практике отделов ЗАГС немало случаев, когда в актовую запись о расторжении брака вносятся паспортные данные супруга(и), его место жительства, место рождения на основании заявления, хотя супруг для написания заявления не являлся, паспорт не предъявлял, свидетельство о расторжении брака не получал; - в соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Что касается регистрации актов гражданского состояния, то Федеральный закон регламентирует, что при регистрации актов гражданского состояния у гражданина есть возможность заявить о желании внести в запись акта гражданского состояния, сведения о своей национальности (п.1 ст.26, п.1 ст.36, п.2 ст.33, п.2 ст.34, п.4 ст.50, п.2 ст. 51, ст.59). Формы бланков заявлений о государственной редакции актов гражданского состояния содержат соответствующие графы. В соответствующих статьях Федерального закона (п.1 ст.22, п.1 ст. 29, п.1 ст. 37, ст.55, ст. 61) указывается на необходимость внесения сведений о национальности, если заявитель выразил соответствующее желание в заявлении. Формы бланков записей актов гражданского состояния также предусматривают возможность внесения в актовые записи сведений о национальности, в случае если этого желает заявитель. Однако графа «Национальность» в актовых записях о рождении, расторжении брака, заключении брака в ряде случаев не заполнена, хотя в соответствующих заявлениях она была указана: - Правилами в графе 9 бланка записи акта о рождении предусмотрено указание на наименование и реквизиты документа, подтверждающего факт рождения ребенка. К таким документам относится медицинское свидетельство о рождении, выданное медицинской организацией, в которой происходили роды. Однако, в ряде случаев реквизиты, указанные в актовых записях о рождении, не совпадают с реквизитами медицинских свидетельств о рождении или совершенно отсутствуют (к примеру, дата выдачи документа); - в бланках записей актов гражданского состояния встречаются неоговоренные исправления, использование штриха. Пункт 2 Правил исключает наличие помарок и подчисток в документах. 2. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 №709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния являются документами строгой отчетности. В ряде случаев номера выданных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, указанные в актовых записях, не соответствуют номерам свидетельств, указанным в книге по учету прихода и расхода бланков свидетельств. Так же, при ведении книг учета прихода и расхода бланков свидетельств, встречаются неоговоренные исправления, использование штриха. 3. При проверке заполнения гражданами заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния выявлены следующие нарушения: - заявления о государственной регистрации актов гражданского состояния не всегда заполняются в соответствии с утвержденной формой. Так в заявлениях отсутствуют данные, являющиеся обязательными реквизитами: паспортные данные, подпись заявителя, гражданство; встречаются неоговоренные исправления, использование штриха; - в заявлениях об установлении отцовства присутствуют записи, не предусмотренные утвержденной формой. К примеру, вписываются согласия несовершеннолетних детей старше 10 лет на изменение фамилии. Данные согласия должны быть оформлены отдельными заявлениями в свободной форме; - встречаются неоговоренные исправления и использование штриха. 4. При проверке уплаты государственной пошлины за проведенные юридически значимые действия выявлены случаи, когда при перемене имени, а также внесении исправлений в записи актов гражданского состояния нарушается положение подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при обращении за совершением юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявления. 5. В соответствии с п.8.1.6. примерной инструкции по делопроизводству в органах местного самоуправления Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2004 №67, номенклатура дел пересоставляется не реже одного раза в 5 лет при условии отсутствия изменений в структуре и функциях администрации муниципального образования. В связи с изменением законодательства заведены новые наряды, изменён срок хранения дел, но номенклатура дел в раде отделов ЗАГС не пересоставлена. Анализ практики деятельности органов ЗАГС, действующих на территории Чувашской Республики, за период 2006 и первое полугодие 2007 годов показал, что в целом профессиональная деятельность работниками органов ЗАГС исполняется на должном профессиональном уровне. В основном нарушения допускаются по невнимательности. В отдельных случаях причиной нарушений является неверное применение законодательства, не отслеживаются изменения, внесенные в нормативные правовые акты. В этой связи рекомендуем сотрудникам органов ЗАГС Чувашской Республики регулярно изучать действующее законодательство и практику его применения и обсуждать недостатки в работе на совместных заседания Управления и отдела ЗАГС Министерства юстиции Чувашской Республики с участием работников органов ЗАГС. 2