г.Чебоксары   тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Герб регслужбы Кадастр и недвижимость
О насГоспошлинаВопросы - ответы
Поиск

Новости

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

07.09.2007 Справка по анализу нормативных правовых актов ЧР, регулирующих вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния, на соответствие федеральному законодательству

 
В соответствии с Общим положением о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 183, и во исполнение Плана работы Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее -Управление) на 2007 год, утвержденного приказом Управления 28.12.2006 №391-общ., Управлением каждое полугодие проводится анализ нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния, на соответствие федеральному законодательству. Данный анализ нормативных правовых актов Чувашской Республики проведен с учетом положений экспертных заключений на данные акты, представленных Отделом законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Чувашской Республике Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (письмо № 17-21/264 от 09.04.2007). В настоящее время в Чувашской Республике действует 5 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, а именно: - Закон Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» (в редакции Закона Чувашской Республики от 04.06.2007 № 17). В соответствии с частью 5 статьи 1 данного нормативного правового акта органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются следующими делегированными федеральными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния: государственная регистрация рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти; внесение исправлений, изменений в первые экземпляры записей актов гражданского состояния; восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу; осуществление учета, обработки книг государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечение надлежащих условий их хранения в течение установленного законом срока, подготовка передачи указанных книг на хранение в государственный архив; выдача повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, а также сообщений об отсутствии записи актов гражданского состояния; передача вторых экземпляров записей актов гражданского состояния в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающий государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики; осуществление учета, надлежащего хранения и контроля за использованием бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, представление в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики отчетов по движению указанных бланков; обеспечение по желанию граждан торжественной обстановки при государственной регистрации заключения брака (данный абзац признан утратившим силу Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 17); представление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 17 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» внесены изменения, касающиеся признания утратившей силу нормы (абзац 9 части 5 статьи 1 данного Закона) о том, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены делегированными государственными полномочиями Российской Федерации на обеспечение по желанию граждан торжественной обстановки при государственной регистрации заключения брака. Из акта проверки отдела ЗАГС Министерства юстиции Чувашской Республики от 24.04.2007, проведенной Управлением, и экспертного заключения Отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Чувашской Республике Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу от 25.12.2006 следует, что данная норма не соответствовала федеральному законодательству по следующим основаниям. Осуществление государственной регистрации заключения брака в таком порядке как следует из Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) не является самостоятельным полномочием Российской Федерации по регистрации актов гражданского состояния, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления). В соответствии со статьей 27 данного Федерального закона проведение торжественной обстановки является фактически составной частью порядка государственной регистрации заключения брака. При этом непосредственно из формулировки пункта 5 статьи 27 Федерального закона не вытекает обязанность органов регистрации актов гражданского состояния проводить регистрацию в торжественной обстановке. На основании изложенного норма, делегировавшая органам местного самоуправления в качестве отдельного полномочия Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния обеспечение по желанию граждан торжественной обстановки при регистрации заключения брака, не соответствовала Федеральному закону, как не основанная на положениях Федерального закона. В настоящее время указанная норма Закона Чувашской Республики признана утратившей силу, и тем самым приведена в соответствие с федеральным законодательством. В экспертном заключении Отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Чувашской Республике Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу от 25.12.2006 отмечалось наличие несоответствия федеральному законодательству и в подпункте 5 части 1 статьи 2 Закона, которым предусматривалось право органов местного самоуправления на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления, в том числе делегированных федеральных полномочий, к которым согласно рассматриваемому Закону относятся полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Как указывалось в экспертном заключении, осуществление органами местного самоуправления делегированного федерального полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния исключительно должно быть связано с реализацией установленного Федеральным законом порядка государственной регистрации актов гражданского состояния. По мнению Отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Чувашской Республике, названный Федеральный закон не допускает возможность правового регулирования вопросов в данной сфере органами местного самоуправления. Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 17 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» указанная норма Закона Чувашской Республики также признана утратившей силу. Однако, из акта проверки отдела ЗАГС Министерства юстиции Чувашской Республики от 24.04.2007, проведенной Управлением, следует, что Управление с данной позицией не согласно, так как норма подпункта 5 части 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики в рассматриваемом случае не предусматривала нормативного правового регулирования в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Тем более, норма подпункта 5 части 1 статьи 2 Закона имела оговорку о том, что органы местного самоуправления вправе принимать правовые акты в пределах своей компетенции. В связи с этим полагаем, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе были издавать правовые акты, касающиеся в том числе вопросов организации государственной регистрации актов гражданского состояния на определенной территории (акты организационно-распорядительного характера об установлении графика работы отдела ЗАГС, приема посетителей, назначении, премировании начальника отдела и специалистов и т.д.). Таким образом, Управление не усматривало несоответствия федеральному законодательству в норме подпункта 5 части 1 статьи 2 рассматриваемого Закона Чувашской Республики. Тем не менее, данная норма признана утратившей силу. Таким образом, в настоящее время несоответствий федеральному законодательству в Законе Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» в части, касающейся государственной регистрации актов гражданского состояния, не имеется. - Указ Президента Чувашской Республики от 21.04.2006 № 30 «Об организации системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Чувашской Республики»; В части, касающейся государственной регистрации актов гражданского состояния, данный Указ закрепляет положение о том, что органы записи актов гражданского состояния представляют сведения о фактах смерти граждан Российской Федерации главе местной администрации муниципального района или городского округа. Данные сведения представляются на бумажном и электронном носителях не реже чем один раз в месяц (не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным). Регулирование данных правоотношений осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.12 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. При анализе данного нормативного правового акта несоответствий федеральному законодательству не выявлено. Аналогичный вывод содержится в экспертном заключении вышеуказанного отдела Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу. - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 № 110 «Вопросы Министерства юстиции Чувашской Республики» (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.10.2004 № 264, от 23.12.2004 №335, от 26.05.2005 № 124, от 28.07.2005 № 189, от 10.11.2005 № 271, от13.01.2006 № 7, от 13.04.2006 №89, 29.03.2007 №63, 14.06.2007 №136); Данное постановление задачей Министерства юстиции Чувашской Республики в части вопросов в сфере ЗАГС определяет обеспечение проведения государственной политики в сфере регистрации актов гражданского состояния, находящейся в ведении Чувашской Республики. В целях реализации указанной задачи Минюст ЧР выполняет следующие функции: разрабатывает проекты законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Президента Чувашской Республики, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики, касающихся сферы регистрации актов гражданского состояния; разрабатывает политику информатизации в сфере регистрации актов гражданского состояния; контролирует на основании плановых и внеплановых проверок исполнение делегированных федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния; реализует установленное законодательством право проставлять апостиль на исходящих от органов ЗАГС свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния; выступает государственным заказчиком по приобретению бланков гербовой документации для органов ЗАГС Чувашской Республики; ведет учет бланков гербовой документации и контролирует на основании анализа правильность их использования и хранения; разрабатывает аналитические материалы и обобщает имеющуюся информацию по практике применения органами ЗАГС законодательства о браке и семье для Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики и органов исполнительной власти Чувашской Республики; разрабатывает для СМИ, размещения в сети Интернет информацию о брачно-семейных отношениях. По своему содержанию рассматриваемый акт соответствует федеральному законодательству. Аналогичный вывод содержится в экспертном заключении вышеуказанного отдела Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу. - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 № 321 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики» (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 № НО, от 13.01.2006 № 7) устанавливает, что уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики, является Министерство юстиции Чувашской Республики. В соответствии со абз.З п.2 ст.4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» данным постановлением утверждается Порядок осуществления контроля Министерством юстиции Чувашской Республики за исполнением делегированных федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Настоящий Порядок определяет виды и сроки проверок за исполнением делегированных федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, формы реализации результатов проверок Министерством юстиции Чувашской Республики. При анализе данного нормативного правового акта несоответствий федеральному законодательству не выявлено. Аналогичный вывод содержится в экспертном заключении вышеуказанного отдела Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу. - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2006 № 341 «Об утверждении Правил представления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2007 году» (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01.2007 № 16, от 24.04.2007 N 81, от 28.04.2007 N 95, от 28.06.2007 N 159). Указанный нормативный правовой акт определяет порядок перечисления средств на осуществление полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния уполномоченным органам, порядок предоставления отчетности об использовании субвенций. Противоречий федеральному законодательству данное постановление не содержит. Аналогичный вывод содержится в экспертном заключении вышеуказанного отдела Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу. Таким образом, нормативные правовые акты Чувашской Республики, регулирующие вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния, по состоянию на июль 2007 года соответствуют федеральному законодательству.

Назад
 
Главная Задать вопрос
О нас|Госпошлина|Вопросы - ответы
Административная реформа | Дачная амнистия | Ипотека | Запись на прием Готовность документов
     Copyright © УФРС РФ по ЧР Разработано SolidWS