г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Новости



11.09.2007 Становление и развитие органов юстиции в Чувашской Республике

 
7 ноября 1917 года - после Великой Октябрьской революции - Министерство юстиции Российской империи было упразднено Декретом Совета народных комиссаров. Но уже 8 ноября был создан Народный комиссариат Юстиции (далее – НКЮ) РСФСР. На него возложили руководство судебными, следственными и нотариальными органами, учреждениями обвинения и защиты, их организацию, инструктирование и наблюдение за их деятельностью. НКЮ осуществлял высший судебный контроль, наблюдал за проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства, ведал управлением местами лишения свободы, редактировал законопроекты, занимался кодификацией декретов и постановлений, опубликовал и разъяснял законы. В первые месяцы советской власти функции юридического управления на местах, в том числе и в Казанской губернии, в состав которой до 1925 года входила Чувашия, исполнял отдел губисиполкома. Кроме того, в Чувашии при исполкомах уездных Советов в 1918 году были образованы Ядринское, Цивильское и Чебоксарское уездные бюро юстиции, которые просуществовали до 1922 года. 24 июня 1920 года было принято постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «Об образовании Автономной Чувашской Области». Для руководства новой административной единицей Оргбюро ЦК РКП (б) (Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии большевиков) учредило временный советский орган – Революционный Комитет, при котором были созданы отраслевые отделы управления, в том числе Отдел юстиции. В функции отдела входили надзор за соблюдением законов и судопроизводство. Взаимодействие судов и органов юстиции строилось весьма своеобразно. Время диктовало новые условия: суды подчинялись органам юстиции, которые непосредственно упраздняли или образовывали суды, издавали для них обязательные к исполнению распоряжения и т.д. Только после Гражданской войны суды стали обособляться от новых органов юстиции. 1 августа 1922 года в ходе судебной реформы Областной Отдел юстиции с его местными органами – уездными Бюро юстиции - был упразднен. В связи с этим часть функций перешла в Областной Совет народных судей и созданную Областную Прокуратуру. В начале 1923 года Областной Совет народный судей был ликвидирован. Орган юстиции – Народный Комиссариат юстиции - был вновь создан в Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике 30 июля 1925 года на основании постановления Президиума ВЦИКа от 15 июня 1925 года. 27 ноября 1925 года было подписано Положение о Народных Комиссариатах Автономной Чувашской Советской Социалистической Республики. В нем было отмечено, что при ЦИКе (Центральном Исполнительном Комитете) ЧАССР в качестве его исполнительных органов действуют 11 комиссариатов, в их числе Народный Комиссариат Юстиции (НКЮ). Вследствие этого Прокуратура ЧАССР была преобразована в Наркомат юстиции ЧАССР. На НКЮ возлагались следующие функции: общее руководство, организация, ревизия всех действующих на территории республики судебно-следственных учреждений, в том числе Прокуратуры и Главного суда. В обязанности Наркомата также входили наблюдение за законностью действий всех органов власти, контроль за деятельностью коллегии защитников и организация юридической помощи населению, надзор за правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений и др. В 30-е годы в подчинении НКЮ ЧАССР находились Прокуратура, все судебные органы республики наряду с Главным судом, органы дознания и следствия, нотариальные конторы, коллегия защитников, исправительно-трудовые колонии. В 1936 году народный комиссар юстиции и прокурор ЧАССР А.К. Назаров писал: «В ЧАССР Народного Комиссариата Юстиции как такового не существует. Необходимо приступить к организации НКЮ, как совершенно самостоятельного Наркомата – отдельно от Прокуратуры и Главного суда». В подтверждение его слов в 1937 году в связи с принятием новой Конституции РСФСР от Наркомата юстиции ЧАССР отделились Прокуратура и Главный суд ЧАССР. Наркомат юстиции наравне с судами и нотариальными конторами продолжали действовать и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военное время, по-прежнему исполняли свои обязанности коллегия адвокатов и юридические консультации. Так, в 1942 году только Ибресинская юридическая консультация организовала 4 пункта, где систематически оказывалась бесплатная правовая помощь населению. За два месяца там приняли 320 человек, преимущественно военнослужащих и членов их семей. Юридическая помощь оказывалась не только в специальных консультационных пунктах, но и в госпиталях. С 26 марта 1946 года на основании закона «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Совета Народных Комиссаров союзных и автономных республик» Совет Народных Комиссаров ЧАССР был преобразован в Совет Министров ЧАССР, а Народные Комиссариаты – в министерства. В связи с этим Наркомат юстиции ЧАССР стал именоваться Министерством юстиции ЧАССР. В начале 50-х годов Министерство юстиции ЧАССР проводило множество мероприятий по линии уголовно-исполнительной системы: укрепляло охрану заключенных, улучшало конвойно-караульную службу и военизированную охрану, уделяло внимание жилищно-бытовым и санитарным условиям осужденных и культурно-воспитательной работе среди заключенных, контролировало выполнение плана промышленного и сельскохозяйственного производства. Помимо того, Минюст строго контролировал деятельность судов и нотариальных контор, уделял много внимания проверке работы судебных исполнителей: анализировал их работу, рассматривал жалобы на волокиту в исполнении судебных решений. 21 января 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР, где говорилось, что с 28 января 1954 года на Министерство внутренних дел СССР возложены содержание, охрана и персональный учет всех осужденных, организация и проведение исправительно-трудовых работ, а также содержание воспитанников детских воспитательных колоний и приемников-распределителей. Постановление гласило: «В срок до 5 февраля 1954 года передать из Министерства юстиции СССР в Министерство внутренних дел СССР пенитенциарную систему». В Центральном Государственном архиве ЧР сохранился акт приема-передачи отдела исправительно-трудовых колоний из ведения Минюста ЧАССР в ведение МВД ЧАССР. По документу следует, что в Чувашии на тот момент было 1 178 заключенных. 11 апреля 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Министерство юстиции ЧАССР было упразднено. Причина – упрощение структуры государственного аппарата. Все функции по организации работы народных судов и нотариальных контор и контролю за их деятельностью были переданы Верховному суду ЧАССР. Министерство юстиции ЧАССР вновь образовано через 13 лет в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 сентября 1970 года «Об образовании Министерств юстиции автономных республик и отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся» и постановлением Президиума Верховного Совета ЧАССР от 26 ноября 1970 года. 9 марта 1973 года утверждено Положение о Министерстве юстиции ЧАССР. Министерство подчинялось как Совету Министров ЧАССР, так и Минюсту РСФСР. В 70-е годы одной из важнейших обязанностей органа юстиции было улучшение пропаганды правовых знаний и правового воспитания трудящихся. Эта работа проводилась при совместном участии Прокуратуры, МВД, адвокатуры, нотариата, судов под непосредственным контролем советских и партийных органов. Министерство юстиции ЧАССР инициировало в 1972 году создание координационно-методического совета по правовой пропаганде. Спустя семь лет при Минюсте ЧАССР был создан методический совет по правовой работе в народном хозяйстве. В 80-е годы Министерство юстиции ЧАССР особое внимание уделяло вопросам проверки и оказания помощи народным судам по организации работы, разрешении жалоб и заявлений, исполнению судебных решений и профилактики правонарушений. Работа Минюста строилась совместно с правоохранительными и партийными органами, государственными и общественными организациями. Специалисты Минюста проводили семинары для работников судов, тем самым, оказывая конкретную помощь особенно молодым народным судьям в повышении профессионального мастерства. 2 августа 1999 года Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ о «Вопросах Министерства юстиции Российской Федерации» и Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. В этой связи 7 августа 2000 года Министерство юстиции Чувашской Республики преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. Оно стало территориальным органом Министерства юстиции РФ, тем самым утратив двойное подчинение. Основными функциями Управления стали: - участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти; - ведение федерального регистра нормативных правовых актов; - организация работы по исполнению решений судов и иных органов, исполнение которых возложены на службу судебных приставов; - обеспечение установленного порядка деятельности судов; - выдача лицензии на право нотариальной деятельности; - проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования за границей; - ведение реестра адвокатов и нотариусов Чувашской Республики; - регистрация религиозных, общественных и политических объединений и контроль за их деятельностью; - осуществление полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В 2002 году вступил в силу Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В новом законе роль контролирующих функций за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих отведолись Министерству юстиции России. В нашей республике обязанности органа были возложены на территориальный орган юстиции - Управление Минюста России по Чувашии, которое к осуществлению своих обязанностей приступило в марте 2003 году. С 2004 года в России проводится административная реформа, коснувшаяся всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Министерства юстиции России. С января 2005 года при нем стали действовать три самостоятельные федеральные службы: регистрационная, судебных приставов и исполнения наказаний, которые имеют в субъектах структурные подразделения, в том числе и в Чувашии. В связи с реорганизацией Управление Минюста РФ по ЧР разделилось на территориальные органы - Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике и Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике. Преобразованию предшествовал ряд Указов Президента РФ: от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13 октября 2004 года «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», «Вопросы Федеральной регистрационной службы», «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», а также приказ министра юстиции РФ от 22 ноября 2004 года «О реорганизации территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации». В свете реорганизации органов юстиции с 1 марта 2005 года работой в сфере законодательства, формирования и ведения Федерального регистра занимается отдел законодательства субъектов РФ и ведения Федерального регистра по ЧР, подчиняющийся напрямую Управлению Министерства юстиции РФ по Приволжскому федеральному округу, расположенному в г. Нижний Новгород. Функции Управления регистрационной службы после реорганизации значительно расширились. Помимо обязанностей, ранее возложенных на Управление Минюста и перешедших к правопреемнику (это регистрация общественных и религиозных объединений, отделений политических партий, проставление апостилей, контроль и надзор за нотариатом и адвокатурой, работа с арбитражными управляющими) регслужба стала осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. До января 2005 года данные полномочия были возложены на Регистрационную палату ЧР. С 2006 года регистрационная служба регистрирует и контролирует деятельность некоммерческих организаций, а также выполняет контрольные функции в части государственной регистрации актов гражданского состояния.