г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Новости



04.04.2006 Доклад и.о. руководителя Управлнеия Е.Шевлягиной на расширенном заседании совета

 
Выступление и.о. руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике Е.Б. Шевлягиной на расширенном заседании совета Управления 17 марта 2006 года состоялась расширенная коллегия Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2005 год и задачах на 2006 год». В заседании коллегии принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. В состав президиума коллегии вошли заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр обороны Российской Федерации С. Б. Иванов, руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.С. Собянин, Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиев, Генеральный прокурор Российской Федерации В.В. Устинов, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации И.С. Иванов. В работе коллегии также приняли участие представители центрального аппарата и территориальных органов Минюста России, руководители подведомственных Минюсту России федеральных служб (Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов) и их территориальных органов. Результаты работы коллегии были обсуждены на состоявшемся 18 марта 2006 года совете Федеральной регистрационной службы, на котором также были подведены итоги деятельности службы за 2005 год и обозначены задачи на 2006 год. Деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и подведомственных ему служб охватывает широкую сферу гражданских и социально-экономических отношений. Эффективное решение поставленных перед органами юстиции задач оказывает значительное влияние на формирование гражданского общества, единого правового пространства. Поэтому сегодня хотелось бы обсудить итоги прошедшей 17 марта коллегии в расширенном составе. Мы благодарим всех, кто принимает участие в расширенном совете Управления. В соответствии с законодательством основными направлениями деятельности Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов являются: осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; осуществление деятельности по государственной регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений; осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата; осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Одна из задач, поставленная Президентом России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также обозначенная на расширенной коллегии Минюста России – это повышение качества и доступности услуг, предоставляемых населению государственными органами. В прошедшем году во многих регионах в связи с реорганизацией учреждений юстиции, большим оттоком кадров, ростом количества регистрационных действий остро стояла проблема очередей. Во многих субъектах прием документов на государственную регистрацию прав осуществлялся по записи, при чем запись производилась за несколько дней, недель, месяцев до дня обращения в регистрирующий орган. Сегодня, по словам директора Росрегистрации С.Н. Мовчана, о полном разрешении этой проблемы говорить ещё рано. Поэтому вопрос ликвидации очередей – в ряду приоритетных задач Росрегистрации. В Чувашской Республике данная проблема была решена за счет привлечения на прием документов специалистов иных отделов Управления, а также за счет установления оптимального графика приема заявителей. Управлением прием - выдача документов на государственную регистрацию осуществляется ежедневно с 8.00 до 17.00 часов без перерыва на обед (кроме субботы и воскресения) без предварительной записи в день обращения. Кроме того, предупреждению очередей, жалоб большое внимание уделялось еще до реорганизации учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Регистрационной палаты Чувашской Республики. В Чувашии удалось также избежать возникновения такого негативного явления как деятельность фирм-посредников. В некоторых субъектах вокруг регистрирующих органов возникли коммерческие структуры, которые формируют полный пакет документов для государственной регистрации, оформляют заявления, проводят первичную правовую экспертизу документов, но уже за отдельную плату. При этом гражданам самим, без посредников, обратиться в регистрирующий орган, заполнить заявления о государственной регистрации, платежные документы, подтверждающие уплату госпошлины, крайне затруднительно. На данный факт обратил внимание в своем выступлении на расширенной коллегии Минюста Президент России В.В. Путин. Об этом было много сказано и директором Росрегистрации С.Н. Мовчаном. В Управлении Росрегистрации по Чувашской Республике заявления о регистрации помогают заполнить специалисты приема, они же выдают гражданам бланки квитанций для уплаты госпошлины с уже заполненными реквизитами для ее перечисления. При выполнении возложенных на нас полномочий мы стремимся к доступности предоставляемых регистрирующим органом услуг, прозрачности деятельности. Помимо обширной информации на стендах, сайте Управления, в течение дня осуществляет прием граждан в городе Чебоксары - начальник отдела приема-выдачи документов и его заместитель, в иных муниципальных образованиях – начальник соответствующего отдела Управления. Кроме того, еженедельно в установленное время прием граждан ведется руководителем, заместителями руководителя Управления и начальниками отделов, график приема доступен для ознакомления граждан. Работает общественная приемная. Хочу поблагодарить адвокатов и нотариусов, которые активно участвуют в ее работе. В истекшем году Управлением зарегистрировано 101870 прав, ограничений (обременений) прав, сделок с объектами недвижимого имущества. Из них основную массу составляют права – 77,9%. Среди объектов недвижимости преобладают - жилые дома, квартиры, комнаты - 74,2%. Основные заявители – физические лица – 72,9%. За 2005 год было отказано в регистрации прав, ограничений прав и сделок с недвижимым имуществом в 485 случаях. При этом из общего количества отказов в государственной регистрации признаны незаконными (недействительными) - 1% решений об отказе в государственной регистрации. Одно из важных направлений деятельности - выдача информации из ЕГРП. При чем количество выдаваемой информации растет ежегодно. Так, за 2005 год выдано 107257 выписок и справок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе бесплатно по запросам органов внутренних дел, прокуратуры, судов, судебных приставов - 82773. Сюда же входит информация, выданная налоговым органам и органам по учету объектов недвижимости. С 1 января 2005 года в связи с переходом на новый принцип налогообложения земельных участков крайне важной была работа Управления по передаче налоговым органам сведений о земельных участках и их правообладателях. На сегодняшний день Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике передано в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике 100% данных по земельным участкам и их владельцам, включая и повторно переданные сведения, не прошедшие первоначально форматно-логический контроль по причине того, что программный продукт Федеральной налоговой службы, формирующий единую базу данных по земельным участкам и их владельцам, не всегда может принять, идентифицировать и совместить (сопоставить) информацию об объекте или субъекте налогообложения, передаваемую территориальным органом Росрегистрации. Для оперативного решения возникающих проблем была создана межведомственная комиссия, которая в настоящее время продолжает свою работу. Невозможно представить сегодня современную эффективную работу без компьютерных программ, единой сети, Интернета. Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в регистрирующих органах до 1 января 2005 года, по данным Росрегистрации, было создано и внедрено порядка 50 различных видов автоматизированных систем. Вместе с тем, для создания электронного обмена информацией, содержащейся в ЕГРП, как между территориальными органами Росрегистрации и непосредственно с самой Росрегистрацией, так и для обеспечения информационного обмена с органами учета объектов недвижимости и налоговыми органами необходимо внедрение единой автоматизированной системы. Кроме того, создание единой базы данных, а также системы электронного обмена информацией между учреждениями юстиции субъектов Российской Федерации было предусмотрено еще в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в 1998 году. В связи с этим, в 2005 году было проведено внедрение нового программного обеспечения ведения ЕГРП в 14 территориальных органах Росрегистрации, в том числе в Чувашской Республике. Кроме того, в прошедшем году 20 территориальных органов Росрегистрации, в том числе Управление ФРС по Чувашской Республике, участвовали в опытной эксплуатации автоматизированной информационной системы «Единая информационная система государственной регистрации прав» (АИС ЕГРП). В своем выступлении на коллегии Минюста России Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что все правовые механизмы, включая региональное законодательство, должны содействовать эффективному решению насущных социально-экономических проблем граждан нашей страны. В качестве одной из важнейших задач, стоящих перед государством и властью, Президентом страны в Ежегодном послании Федеральному Собранию была определена задача обеспечения граждан доступным жильем. Здесь главный приоритет - развитие системы ипотечного кредитования, а сфера нашего участия - государственная регистрация ипотеки. Обозначая национальные проблемы, Президент России ожидает содействия на всех уровнях государственной власти. Успех реализации национального проекта сегодня во многом зависит от того, насколько слаженно и ответственно работают органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, все участники рынка недвижимости и, конечно, регистрирующие органы. Учитывая долгосрочный характер заемных отношений, их экономическое наполнение, следует отметить, что надежность ипотеки и удобство ее использования зависят главным образом от законодательного регулирования, а также от обеспечения государственных гарантий прав участников ипотечных сделок. Такие гарантии от имени государства призвана обеспечить Федеральная регистрационная служба. Сегодня мы наблюдаем значительный рост количества регистрируемой ипотеки. Так, в 2002 году в Чувашской Республике в Единый государственный реестр прав было внесено 380 регистрационных записей об ипотеке, в 2003 году – 1115, в 2004 году – 2720, в 2005 году – количество регистрационных записей об ипотеке составляет уже 3538, выдано 337 закладных. 1 апреля исполнится год со дня вступления в силу Федерального Закона о долевом участии в строительстве. Детальный анализ этого законодательного акта с привлечением ученых-юристов и практиков в сфере недвижимости позволяет сделать вывод о том, что в данном нормативном акте заложено созидательное начало в виде регистрации договоров долевого участия в строительстве как основы для применения долгосрочных ипотечных схем. Документы на государственную регистрацию договоров долевого участия в строительстве начали поступать. В 2005 году было зарегистрировано 7 таких договоров, в 1 квартале 2006 года – 8. Вместе с тем, в данной сфере есть ряд проблем. Так, органы муниципальной власти и строительные компании оказались не готовы работать в полной мере в новых прозрачных условиях предоставления земельных участков под строительство, оформления разрешительной документации и привлечения инвесторов. Существенно осложняет оформление и защиту прав как заказчиков, так и инвесторов ситуация, связанная с выделением земельных участков под новое строительство. Земельный кодекс призван обеспечить равный доступ к земельным ресурсам всех участников рынка недвижимости. Однако, не во всех муниципалитетах эти нормы соблюдаются. По сведениям Федеральной антимонопольной службы более 91- го % участков в Российской Федерации, предназначенных под жилищное строительство, были представлены без проведения аукционов. Случаи предоставления земельных участков под строительство многоквартирного жилого дома без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов есть и в Чувашской Республике. На территории нашей республики имеются застройщики, которые, получив разрешение на строительство после вступления в силу Федерального закона о долевом участии в строительстве, продолжают работать по-старинке и не регистрируют договоры долевого участия в строительстве, что впоследствии влечет отказ в регистрации прав долевиков на завершенные строительством квартиры. В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в Управлении был создан специальный отдел, осуществляющий государственную регистрацию прав и сделок с жилыми помещениями, ипотечных сделок, договоров долевого участия в строительстве жилья. Кроме того, сокращен срок государственной регистрации ипотеки с 30 календарных дней до 10. До 10 календарных дней ускорена государственная регистрация и договоров, направленных на приобретение жилых помещений в рамках программ и подпрограмм, входящих в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 году, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675, и перехода прав по ним. Несмотря на активную работу службы по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в этой сфере есть ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Во-первых, это недостаток помещений: как для размещения сотрудников и создания современных рабочих мест, так и для хранения разделов ЕГРП, в том числе дел правоустанавливающих документов. В связи с реорганизацией учреждения юстиции количество отделов, осуществляющих свою деятельность в районах республики, было сокращено с 24 до 12. Однако представительства Управления на сегодняшний день есть в каждом райцентре. Проблема, связанная с недостатком помещений, особенно остро стоит в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Комсомольском районе. Управление арендует помещения в 10 районах республики (Батыревском, Вурнарском, Ибресинском, Комсомольском, Марпосадском, Порецком, Урмарском, Шемуршинском, Новочебоксарском). В этой связи, хотелось бы отметить, что Росрегистрацией в целях снижения расходов финансовых средств за аренду административных зданий и помещений на 2006 год поставлена задача решить вопрос о размещении офисов территориальных органов Росрегистрации в помещениях на праве оперативного управления и безвозмездного пользования. Во-вторых, привлечение и удержание квалифицированных кадров. Сегодня штатная численность государственных гражданских служащих Управления составляет 263 единиц, из которых 58 единиц – должности государственных регистраторов. Высшее образование имеет 230 государственных служащих (87,5%), в том числе высшее юридическое - 188 человек (71,5%). Среди работников Управления преобладает женский пол – 235 человек. Работа регистрационного конвейера зависит от каждого его участника. Как это не прозвучит банально, но в нашем деле кадры решают все. Службу нужно укомплектовать необходимым количеством кадров, которые обеспечат высокий уровень предоставления услуг населению от имени государства. Хорошие профессионалы должны получать достойную зарплату и гордиться своей работой. Большой объем работы службы связан с осуществлением правоприменительных и контрольных функций в сфере адвокатуры и нотариата. Управлением в соответствии с законодательством ведется реестр адвокатов Чувашской Республики. На 2005 г. внесено в реестр сведений об адвокатах - 404, на сегодняшний день в республике лиц, имеющих статус адвоката - 326. Представители Управления в 2005 году принимали участие в 10 заседаниях квалификационной комиссии при Адвокатской палате Чувашской Республики, Кроме того, осуществляли проверку документов и сведений, представляемых претендентами к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката, принимали участие в проведении квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката и в рассмотрении жалоб в отношении адвокатов совершивших проступки. Что касается контроля и надзора в сфере нотариата, Управлением в соответствии с законодательством ведется реестр нотариусов. В соответствии с данными реестра на сегодняшний день в республике 50 нотариусов, занимающихся частной практикой. Управлением в 2005 году организовано и проведено два квалификационных экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, выдано 4 лицензии. В течение года совместно с Нотариальной палатой проведены 10 проверок исполнения правил нотариального делопроизводства нотариусами Чувашской Республики. В 2005 году Росрегистрацией подготовлены предложения по внесению изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые были приняты еще до принятия Конституции Российской Федерации, и в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В 2005 году Управлением в ходе контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих проверены на соответствие ст.20 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сведения по 780 кандидатурам арбитражных управляющих, представленных филиалами и представительствами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, зарегистрированных в Чувашской Республике. В Арбитражный суд направлено 260 заключений по спискам кандидатур арбитражных управляющих. Поступило и рассмотрено 25 жалоб и обращений на действия арбитражных управляющих. В связи с изменением персональных данных арбитражных управляющих проверены все личные дела и проведена корректировка сведений об арбитражных управляющих, осуществляющих свою деятельность на территории ЧР. Приоритетной задачей на 2006 год в этой сфере является активизация работы Управления по реализации полномочий, предоставленных Кодексом об административных правонарушениях РФ, в части соблюдения арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности, по организации взаимодействия с Арбитражным судом Чувашской Республики, Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, Министерством внутренних дел Чувашской Республики. В целях информирования Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обмена информацией между территориальными органами Росрегистрации необходимо продолжить формирование и систематизацию судебной практики по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности. Новое направление деятельности Управления в 2006 году – осуществление контроля и надзора за деятельностью органов записи актов гражданского состояния, которые образуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета. В этой связи Министр юстиции Российской Федерации Ю.Чайка, выступая на расширенной коллегии Минюста России, указал на необходимость разработки порядка взаимодействия территориальных органов Росрегистрации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Залог успеха этой работы именно в согласованности действий всех участников данного процесса. В настоящее время все большее внимание уделяется возложенным на органы Росрегистрации функциям по государственной регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений; В целях реализации принятых в конце 2004 и в 2005 годах изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и избирательное законодательство службой и ее территориальными органами начаты проверки политических партий. Основной задачей проводимых проверок является установление реальной численности политических партий, соответствие деятельности политических партий требованиям законодательства Российской Федерации и их уставным целям. На сегодняшний день в Чувашии зарегистрировано 26 региональных отделений политических партий, в отношении 10 из них проведены соответствующие проверки. К ноябрю 2006 года проверки деятельности политических партий должны быть завершены и проанализированы результаты данных проверок. К началу 2007 года Росрегистрация должна иметь полную и объективную картину на этом направлении и предпринять все предусмотренные законодательством меры, для того чтобы в будущих выборах приняли участие реально действующие, отвечающие всем требованиям законодательства политические партии, реально, а не на бумаге выражающие интересы граждан России. Вопрос о ликвидации действующих в Чувашии региональных отделений политических партий с численностью менее установленного законом минимума будет решаться в судебном порядке. Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в 2005 году была проведена сверка учетных данных о регистрации общественных объединений и религиозных организаций с данными единого государственного реестра юридических лиц. В Чувашской Республике всего зарегистрировано 1561 общественное объединение и 264 религиозных организаций. В 2005 году было зарегистрировано 45 вновь созданных общественных объединений и 12 религиозных организаций, ликвидировано 18 общественных объединений, отказано в регистрации 3 религиозным организациям и 15 общественным объединениям, в том числе 2 политическим партиям. С целью осуществления контроля за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций было проведено 139 проверок их деятельности. Среди задач, Росрегистрации в 2006 году в этой сфере особое место занимает реализация изменений в федеральные законы о некоммерческих организациях и общественных объединениях. Федеральный закон о внесении этих изменений (Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») вступает в силу 18 апреля 2006 года. Названным законом установлен единый специальный порядок регистрации некоммерческих организаций, в том числе и тех, регистрация которых ныне осуществляется налоговыми органами, а также определен механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям. Необходимо подчеркнуть, что расширение полномочий Росрегистрации в области контроля и регистрации некоммерческих организаций не ставит перед нами задачи по созданию некоего репрессивного механизма надзора за их деятельностью. Задача у Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов одна – обеспечить неукоснительное соблюдение требований закона со стороны всех некоммерческих организаций, какие бы цели (благотворительные, просветительские или правозащитные) они не преследовали в своей деятельности. Для решения этой задачи мы не будем выделять какие-то особые группы «риска», но и преференций ни для кого делать не будем. Некоммерческие организации в нашей стране должны выступать проводниками и выразителями интересов населения России, а не иностранных правительств или сомнительных коммерческих группировок. На сегодняшний день перед Федеральной регистрационной службой и, непосредственно перед Управлением Росрегистрации по Чувашской Республике, поставлены серьёзные задачи, выполнение которых требует постоянного совершенствования и повышения эффективности нашей деятельности. Мы готовы приложить максимум усилий для того, чтобы выполнить все задачи, поставленные перед нами государством, и эффективно выполнять возложенные на нас функции. Вместе с тем, успешная реализация поставленных перед нами задач возможна только при тесном взаимодействии с иными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, судами. Такое взаимодействие необходимо по всем направлениям нашей деятельности. В завершении выступления хотелось бы озвучить еще один вопрос, связанный с исполнением поручения Президента Российской Федерации о проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 года № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах Российской Федерации были созданы государственные юридические бюро, которые с начала года уже оказывают бесплатную юридическую помощь малоимущим слоям населения. В конце 2006 года будут обобщены результаты этой деятельности, а в 2007 году и нас ожидает данное нововведение - предполагается создать государственные юридические бюро во всех регионах. Однако, как было отмечено на расширенной коллегии Министерства юстиции Российской Федерации, первые два месяца работы государственных юридических бюро уже обозначили ряд проблем, требующих решения. Одна из них – трудности, которые возникают у людей при получении справок об уровне дохода: гражданам приходится затрачивать немало сил и времени на их получение. Механизм подтверждения уровня дохода малоимущих граждан должен быть максимально упрощен. Еще одна проблема - невысокий размер денежного содержания кадрового состава государственных юридических бюро. Юридическая помощь, оказываемая государством малоимущим гражданам, должна быть не только бесплатной, но и квалифицированной, а профессионалы с хорошим образованием и большим стажем юридической деятельности на эту работу идут с неохотой. Благодарю Вас за внимание и еще раз призываю к тесному, плодотворному сотрудничеству на благо граждан нашей республики! 2