г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Обзор СМИ



22.01.2005 В системе юстиции - новые преобразования Газета 'Комсомольская правда' К. Сибирцев

 
С января этого года из Управления Минюста РФ по ЧР выделились два самостоятельных органа: Управление Федеральной регистрационной службы по ЧР и Управление Федеральной службы судебных приставов по ЧР. Несмотря на юридическую самостоятельность, оба ведомства по-прежнему находятся «под крылом» Министерства юстиции России. В связи с реорганизацией к Управлению Федеральной регистрационной службы по ЧР присоединилась Регистрационная палата ЧР. Мы решили узнать из первых уст, какие перемены последуют в этом свете. Наш собеседник и.о. руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по ЧР Дина Садикова. -Изменились ли цели и задачи регистрационной службы? - По-прежнему мы регистрируем общественные и религиозные объединения, в том числе региональные отделения политических партий. В пределах полномочий, определенных законом, осуществляем контроль за их деятельностью. Как и прежде, организуем нотариальное обслуживание населения и решаем ряд вопросов, связанных с организацией адвокатской деятельности. Кроме того, в нашей компетенции находится одна из новых функций в сфере юстиции – контроль за деятельностью арбитражных управляющих. Те же самые обязанности были возложены на нас до реорганизации. Исключение - деятельность службы судебных приставов и обеспечение единства правового пространства. Единственное, что добавилось так это регистрация прав недвижимого имущества и сделок с ним. Сегодня это наиболее объемный фронт работы. -Повлияли ли преобразования на кадровый вопрос? - Разделение никак не отразилось на штатном расписании ни одного из вновь созданных Управлений ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Как ранее в службе судебных приставов республики, так и сейчас в Управлении Федеральной службы судебных приставов по ЧР 366 госслужащих и 66 сотрудников техперсонала. Численность госслужащих и техработников Управления Федеральной регистрационной службы по ЧР увеличилась только за счет объединения двух ведомств. Таким образом, общее число сотрудников в регистрационной службе составило 302 единицы, 256 из которых госслужащие, 46 – техперсонал. Как видите, преобразования, коснувшиеся нас в целях реализации административной реформы, инициатор которых Президент России Путин, не увеличили число чиновников, чего многие, прямо скажем, панически боялись. - Кстати, какова профессиональная подготовленность сотрудников регистрационной службы? - Абсолютное большинство – это грамотные, добросовестные работники. Моя задача – сохранить этот кадровый потенциал. -Регистрационная палата ЧР работала более 6 лет. В процессе ее деятельности возникало множество вопросов насчет ее подчиненности. Проясните, пожайлуста, в чьем все-таки ведении была Палата: в федеральном или республиканском? - В стране должна быть единая система регистрации прав недвижимости. Это задача была поставлена в самом начале создания учреждений по государственной регистрации прав недвижимого имущества и сделок с ним – в 1998 году. К 1 января 2000 года такие учреждения стали действовать во всех субъектах Российской Федерации. Методическое руководство и правовой контроль над ними осуществлял федеральный орган исполнительной власти в лице Минюста России, тогда как данные учреждения юстиции созданы были субъектами и в большой степени находились в их ведении. Это приводило к неопределенному, двойственному положению. Но таково было решение законодателя, который передал административные функции по созданию системы недвижимости на территориях субъектов России самим субъектам. Законодатели, видимо, надеялись, что субъекты вложат финансовые и иные материально-технические средства на становление системы недвижимости. Однако жизнь показала, что таких регионов оказалось единицы. В целом по России система регистрации прав на недвижимость создавалась за счет платы за регистрацию прав и платы за выдачу информации. Такова картина была и в нашей республике. Кто работает в системе регистрации прав недвижимого имущества с самого начала, тот прекрасно помнит и знает, какой ценой давались первые шаги по созданию этой системы. Решение об учреждении Регистрационной палаты ЧР принято в 1998 году Кабинетом Министров ЧР. Однако ни помещения, ни средств на ее образование республика не выделила. На тот момент у органа, регистрирующего права на недвижимость, не было ничего: ни листка бумаги, ни карандаша. Она создавалась с чистого листа. И была создана! Это, прежде всего, заслуга тех, кто стоял у истоков образования Регпалаты, и в частности, первого главного регистратора республики М. Бондаревой. - Изменился ли порядок регистрации прав на недвижимость в связи с преобразованиями в системе юстиции? - В организационном плане для населения практически ничего не изменилось. Принцип регистрации прав остался прежним. Граждане обращаются с тем же пакетом документов в те же здания, где ранее располагались районные и городские управления Регистрационной палаты. Изменения коснулись лишь суммы платежей. Так, физическим лицам регистрация прав обойдется в 500 рублей (ранее 300 рублей за земельный участок и 400 рублей за жилое помещение), а юридическим - в 7,5 тыс. рублей (ранее от 5 до 7,5 тыс. рублей, в зависимости от срока регистрации). Увеличился размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах. Теперь интересующие сведения физическим лицам обойдутся в 100 рублей вместо 50, юридическим лицам – в 300 рублей взамен 150. Установлен единый срок регистрации – месяц. В законе и ранее был обозначен месячный срок. Но, несмотря на это, во многих субъектах применялась, так называемая, ускоренная регистрация: за неделю или две. При этом бралась повышенная плата. Сейчас этого не будет. И еще один момент. Теперь вместо платы за регистрацию прав и выдачу информации, размеры которых утверждались Кабинетом Министров ЧР, взимается госпошлина, размеры которой предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Госпошлина зачисляется в федеральный бюджет. Раньше платежи поступали на расчетный счет Регпалаты и расходовались на создание и поддержание системы регистрации. С января этого года содержание органа регистрации прав осуществляется за счет средств федерального бюджета, тем самым усиливается контроль за расходованием финансовых средств. -Если говорить в целом, кто выиграл и кто проиграл от ликвидации Регпалаты и ее присоединения к Управлению Федеральной регистрационной службы? - Среди преимуществ объединения, прежде всего, можно отметить то, что все сотрудники службы, кроме техперсонала, стали госслужащими. Ранее этот статус имели лишь регистраторы прав. Между тем, бывшие сотрудники Регпалаты ощутимо проиграли в зарплате: некоторые в 3-4, а кое-кто и 5-6 раз. К сожалению, преобразования в системе юстиции не отразились на повышении зарплаты. Средняя зарплата главного специалиста 4 200 рублей. Основная же масса сотрудников службы специалисты I категории, чья зарплата составляет от 2-х до 3-х тысяч рублей, в зависимости от выслуги лет. Выиграет население, правда, это будет не сразу заметно. К примеру, с переходом на федеральный уровень появится единая электронная система обмена информацией между субъектами федерации. Благодаря единой базе данных, находясь в Чебоксарах, можно будет получить за считанные минуты информацию об объекте недвижимости, находящемся, предположим, во Владивостоке. -Столь масштабные перемены, как разъединение с приставами и слияние с Регпалатой, наверняка, влекут множество вопросов. Какие проблемы сейчас стоят перед регистрационной службой? - На данном этапе достаточно остро стоит вопрос размещения сотрудников Управления регслужбы. В ближайшее время необходимо дополнительно оборудовать рабочие места на 50 человек. Уже в конце этого года встанет вопрос размещения архива в Чебоксарах. Площадь в 400 кв. метров, отведенная под архив в пристрое к зданию бывшей Регпалаты, явно недостаточна. Аналогичную проблему надо решать и в Новочебоксарском межрайонном отделе. Остро стоит вопрос расширения площадей сектора по приему и выдаче документов на регистрацию прав в Комсомольском районе. Необходимо завершить строительство помещения Чебоксарского районного отдела. И это только часть вопросов, стоящих перед нами. Слава Богу, многие проблемы решаем в рабочем порядке. - Есть определенное мнение, что решение о присоединении Регпалаты к Управлению Федеральной регистрационной службе по ЧР неправильно. Некоторые сетуют на скопление народа и бесконечные очереди. Обоснованы ли эти разговоры? - Мы сделали все от нас зависящее, чтобы с 11 января - начала работы Управления Федеральной регистрационной службы по ЧР – не было никаких накладок. Своевременно решили кадровые вопросы. Приняли соответствующие решения по применению законодательства с учетом его изменений. До всех структурных подразделений были доведены коды бюджетной классификации для зачисления госпошлины. Внесли изменения в программу, обеспечивающую государственную регистрацию прав и многое другое. Однако рождественские каникулы не позволили иным структурам вовремя подготовиться к работе в новом году по новым правилам. Например, Сбербанк не был готов к приему госпошлины от населения, причем с этой проблемой столкнулись многие регионы. Что касается длиннющих очередей и толкотни на 1 этаже в бывшем здании Регпалаты, то они никак не связаны с организацией работы нашего Управления. Более половины граждан, создающих сегодня толчею, это желающие приватизировать квартиру. К нам они никакого отношения не имеют. Дело в том, что Регпалата сдала в аренду несколько кабинетов БТИ. Пользуясь случаем, хотелось бы предупредить граждан, что в марте вступает в силу новый Жилищный кодекс РФ, где сказано, что бесплатная приватизация квартир продлена до конца 2007 года. - Как Вы считаете, если бы не было затянувшихся выходных, можно было бы избежать данной неразберихи? И вообще, как Вы относитесь к новогодним каникулам? - Конечно, многие вопросы можно было бы решить намного раньше. А к рождественским каникулам отношусь крайне отрицательно. Как может к ним нормально относиться человек, который привык работать, работать и работать. А тут на целых полмесяца заморожена жизнь во всей стране. А сколько проблем надо успеть решить?! Праздники же просто мешают работать и надолго выбивают из колеи. В отличие от многих граждан большая часть сотрудников бывшего Управления Минюста отдыхала только 1 и 7 января. Остальные дни до позднего вечера мы проводили на рабочем месте. А как иначе, если еще окончательно не решен вопрос по разделу имущества между двумя Управлениями – Федеральной регистрационной службой и Федеральной службой судебных приставов, и в свою очередь приема имущества у Регпалаты. - Невольно возникает вопрос, будет ли сохранено в новом органе все то, что было наработано прежде? К примеру, обслуживание населения по принципу «одного окна». - Безусловно, все, что действительно полезно, удобно для населения будет сохранено и получит дальнейшее развитие. -Дина Николаевна, регистрация прав недвижимости для Вас новое направление деятельности? - Что вы. С самого начала становления системы недвижимости у нас в республике – с 1998 года - по январь этого года по долгу службы приходилось заниматься вопросами, связанными с регистрацией прав на недвижимость. К примеру, сначала Министерство юстиции ЧР, а потом и Управление Минюста РФ по ЧР осуществляли правовой контроль за Регпалатой, назначали и освобождали от должности государственных регистраторов. Так что не переживайте, справлюсь. 1