г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Обзор СМИ



15.03.2006 Практика применения УФРС по ЧР Кодекса РФ об административных правонарушениях Журнал 'Бюллетень Минюста РФ' №1 Н. Прокопьева

 
Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее - Управление) осуществляет контроль за соблюдением законодательства общественными объединениями, религиозными организациями и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и арбитражными управляющими в области несостоятельности (банкротства). В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) должностные лица Управления в установленных законом случаях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 марта 2005 г. № 22 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», протоколы об административных правонарушениях могут составлять: руководитель Управления, заместитель руководителя по направлению деятельности, начальник соответствующего отдела, а также специально уполномоченные должностные лица. В Управлении сложилась определенная практика по составлению протоколов об административных правонарушениях в отношении общественных и религиозных объединений, арбитражных управляющих и иных должностных лиц в сфере несостоятельности (банкротства). Управление реализует свои полномочия в области административной практики во взаимодействии с Арбитражным и мировыми судами Чувашской Республики. Дела об административных правонарушениях в сфере несостоятельности (банкротства) рассматриваются Арбитражным и мировыми судами, а дела об административных правонарушениях, совершенных общественными и религиозными организациями – мировыми судами. За время осуществления полномочий по привлечению к административной ответственности общественных и религиозных объединений Управлением составлено и направлено в суды 57 протоколов об административных правонарушениях. Из них, в 2003 году -12; в 2004 году - 33; в 2005 году - 12 (по состоянию на 1 декабря 2005г.). На сегодняшний день судами рассмотрен 51 протокол об административном правонарушении, по которым к административной ответственности в виде штрафа были привлечены 27 общественных и религиозных организаций, вынесены предупреждения по 4 общественным и религиозным организациям, в отношении 17 - вынесены постановления об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, по 2 протоколам производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и за отсутствием состава административного правонарушения, один протокол возвращен без рассмотрения. На данное время на рассмотрении в судах находится 6 протоколов Наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях составлено за непредставление или несвоевременное представление в Управление сведений и информации, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Управлением его законной деятельности, а равно представление в Управление таких сведений и информации в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП). В ряде случаев протоколы об административных правонарушениях составлялись по факту двух и более нарушений. Так, 7 апреля 2004 г. в отношении Чувашской региональной общественной организации «Фитнес- центр «Велайн-клуб» был составлен протокол об административном правонарушении по факту непредставления ежегодной информации о продолжении деятельности, непредставления сведений об изменении места нахождения постоянно действующего руководящего органа, непредставления документов для проверки. Так, в отношении Общественного фонда образования «Квант» Чувашской Республики был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП, по факту изменения места нахождения организации; в нарушение ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Фонд в трехдневный срок не представил необходимые сведения, и постановлением мирового судьи назначено наказание в виде штрафа в сумме 3000 рублей. А в отношении Общественной организации «Федерация каратэ Чувашской Республики» объявлено устное замечание. На стадии производства по делам об административных правонарушениях основной проблемой является то, что суды не уведомляет Управление о дате рассмотрения административного протокола, а также о результатах его рассмотрения. КоАП не предусматривает в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях должностных лиц, составивших протокол. Поэтому только в редких случаях судьи направляют в Управление повестку для участия в судебном заседании. Однако в целях всестороннего рассмотрения материалов об административных правонарушениях, желательно, чтобы суды приглашали для участия в суде представителей Управления, составивших протоколы. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность суда информировать должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, о результатах рассмотрения дела, а также о результатах обжалования постановленных решений. Такая ситуация не только осложняет работу Управления, но и препятствует надлежащему анализу складывающейся практики по применению административного законодательства и совершенствованию этой работы. Для изменения сложившейся ситуации было бы целесообразным внести в главу 25 КоАП дополнения, включив в перечень участников производства по делу об административных правонарушениях представителей государственных органов, составивших административный протокол. Другой проблемой, требующей своего разрешения в законодательном порядке, является отсутствие у Минюста России (Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов) права обжаловать постановление суда. В соответствии со ст. 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется судье для рассмотрения в течение суток с момента составления протокола. На практике возникают трудности с соблюдением вышеуказанных сроков, поскольку подготовка всех необходимых материалов требует большего времени. Имеются трудности и в случаях получения копий решений судов по делам об административных правонарушениях. Управление при направлении в суд протокола об административном правонарушении в сопроводительном письме просит направить копию решения суда по данному делу. Однако нередко суды не представляют копии решений и на повторные письменные запросы. В спорных ситуациях уполномоченные специалисты не составляют протоколы об административных правонарушениях, поскольку, как правило, в таких случаях мировые судьи выносят решения не в пользу Управления. Поэтому применяются другие меры, предусмотренные действующим законодательством, - предупреждения, представления. Следует отметить, что приобретенный опыт по контролю за деятельностью общественных и религиозных организаций показал необходимость внесения изменений в КоАП в части: - увеличения срока для оформления протокола и соответствующих документов и направления их в суд; - увеличения срока привлечения к административной ответственности до шести месяцев; - наделения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, полномочиями по обжалованию постановления судьи по делу об административном правонарушении. Работа Управления по контролю за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и арбитражными управляющими законодательства о несостоятельности (банкротстве) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с КоАП Управление как регулирующий орган по вопросам несостоятельности (банкротства) имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих случаях: - за невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13); - за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ч. 1 ст. 19.4); - за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5); - за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6); - за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7). В Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике за 2004 - 2005 г.г. поступило 68 жалоб на действия арбитражных управляющих. По результатам рассмотрения поступивших жалоб Управлением было составлено и направлено в Арбитражный и мировые суды Чувашской Республики 27 протоколов об административных правонарушениях. Из рассмотренных судами протоколов об административных правонарушениях 10 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности в виде штрафа, по 11 делам об административных правонарушениях производство было прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, по 5 протоколам об административном правонарушении было отказано в привлечении к административной ответственности по различным основаниям, один материал находится на рассмотрении в Арбитражном суде. Следует отметить, что в ходе реализации полномочий предоставленных Управлению КоАПом возникает ряд проблем, которые связаны с несовершенством действующего законодательства и еще несформировавшейся судебной практикой. В части судебной практики было бы целесообразным, чтобы суды, особенно арбитражный суд, жестче реагировали на нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) арбитражными управляющими. Действующее законодательство в области несостоятельности (банкротства) и законодательство об административных правонарушениях находятся в противоречии друг с другом. Так, Кодексом об административных правонарушениях Управлению предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, однако в соответствии с законодательством о банкротстве регулирующий орган не уполномочен проводить проверки деятельности арбитражных управляющих. Очевидно, что без проведения проверки обоснованности изложенных в жалобе фактов невозможно сделать выводы о наличии или отсутствии в каждом конкретном случае нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве). Однако при проведении проверок поступивших в Управление жалоб на арбитражных управляющих последние не всегда являются по письменным вызовам в Управление, не предоставляют необходимые для рассмотрения жалоб и обращений документы, оспаривают данное полномочие регулирующего органа. Для разрешения данной проблемы представляется необходимым внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части наделения регулирующего органа полномочиями по проверке деятельности арбитражных управляющих. Еще одна проблема в реализации полномочий Управления по административной практике заключается в том, что в соответствии со ст.34 и п.4 ст.29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Управление как регулирующий орган не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и не наделяется правом обжалования судебных актов, принимаемых по делу о несостоятельности. На практике это затрудняет эффективную реализацию полномочий Управления как регулирующего органа в сфере контроля за соблюдением законодательства о несостоятельности (банкротстве) саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и арбитражными управляющими. Анализируя административную практику Управления необходимо отметить, что наработан определенный практический опыт по применению норм КоАП и составлению протоколов об административных правонарушениях. Составы административных правонарушений являются новыми, и единообразного применения еще не сложилось. Имеют место случаи, когда за фактически аналогичные действия одни судьи привлекают к административной ответственности и взыскивают штрафы, другие – прекращают дело за малозначительностью.