г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Обзор СМИ



15.02.2006 Кто контролирует загс? Газета 'Республика' №6, №7 О. Лебедева

 
Прошел год, как в республике стала действовать новая служба – Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике. Каким был год становления, что удалось достичь, с какими проблемами столкнулись об этом и многом другом наш разговор с и.о. руководителя Управления Еленой Шевлягиной. РЕОРГАНИЗАЦИЯ - Для начала напомню, что наша служба появилась на свет в ходе административной реформы в результате слияния двух организаций: Управления Министерства юстиции РФ по ЧР и Регистрационной палаты ЧР. Но, несмотря на самостоятельность, Федеральная регистрационная служба по-прежнему находится под «крылом» Минюста России. - Каким был для службы год становления? - Непростым. В период реформ и преобразований никогда не бывает легко и просто. К тому же становление службы совпало с глобальными изменениями законодательства. Были приняты новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Во множество федеральных законов, связанных с нашей деятельностью, были внесены существенные изменения. - Реорганизация каким-то образом отразилась на жителях нашей республики? - Несмотря на реорганизационную лихорадку, все отделы Управления работали в прежнем режиме. Мы постарались сохранить всех квалифицированных специалистов. Правда, пришлось сократить количество отделов, регистрирующих права на недвижимость по республике. Но это никак не отразилось на гражданах, поскольку сегодня в каждом районе Чувашии есть представительства нашей службы. - Каковы функции и задачи регистрационной службы? - Таких широких и разноплановых функций, как у Федеральной регистрационной службы, нет больше ни у одного государственного органа. Основной фронт работы – госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также мы занимаемся госрегистрацией общественных и религиозных организаций, региональных отделений политических партий и осуществляем контроль за их деятельностью. Наша служба контролирует деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Кроме того, нам отведена роль надзора и контроля в сфере адвокатуры и нотариата. Еще одно из направлений деятельности Управления – проставление апостилей, т.е. упрощенной легализации документов, предназначенных для использования за границей. При Управлении действует Общественная приемная по правовому просвещению граждан, куда в течение года за юридической помощью обратилось 295 человек. В рамках ее работы выполняется одна из задач службы, как федерального органа исполнительной власти – доведение до населения республики приоритетных направлений деятельности Президента РФ, в частности, программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Как видите, поле деятельности Управления достаточно обширно и для более эффективного выполнения своих полномочий нам приходится взаимодействовать со многими федеральными и местными исполнительными органами. С некоторыми из них: со службой судебных приставов, казначейством, налоговой заключены соглашения о сотрудничестве. По мере необходимости договорные отношения будут оформляться и с другими органами и учреждениями. С этого года круг полномочий Росрегистрации расширится. В последних числах декабря стало известно, что нам добавят контрольные функции в отношении ЗАГСов. В ближайшее время в законы, регламентирующие деятельность органов записей актов гражданского состояния, будут внесены изменения. Кроме того, с середины апреля наша служба приступит к государственной регистрации некоммерческих неправительственных организаций, причем как российских, так и иностранных. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ - Это одна из основных задач службы. С удовлетворением отмечу, что мы не допустили срыва сроков регистрации прав и сделок с недвижимостью. Процедура оформления документов проводилась в месячный срок, как и установлено законом, а когда возникала необходимость и в более короткие сроки. И это несмотря на то, что в 2005 году нами совершенно свыше ста тысяч регистрационных действий. Кроме того, документы на регистрацию в нашей республике принимаются в день обращения, тогда как в ряде регионов ведется предварительная запись за 2-3 месяца. За прошедший год Управление выдало по запросам и заявлениям граждан и юридических лиц более 100 тысяч информаций о зарегистрированных правах, в том числе бесплатно – 45 тысяч. В налоговую службу передано порядка 70 тысяч сведений. - Как Вы думаете, с чем связан рост регистрации прав на недвижимость? - Во-первых, активизировался рынок земли. Во-вторых, люди все больше осознают необходимость государственной регистрации прав на недвижимость. По нашим прогнозам работы в предстоящем году у нас прибавится. Связано это с введением в апреле 2005 года закона о долевом строительстве. Согласно закону обязательной госрегистрации подлежат договоры между застройщиком и инвестором, а также уступка прав требований по этим договорам. В минувшем году наши регистраторы зарегистрировали только 7 таких договоров. Первый долевик обратился к нам спустя полгода после вступления в силу закона, но это нормально. Поскольку до обращения в Управление необходимо пройти ряд этапов. Теперь помимо получения разрешения на строительство обязательно опубликование проектной декларации. Необходимо также оформить государственную регистрацию права собственности или аренды застройщика на земельный участок и т.д. Только после соблюдения этих процедур застройщик вправе привлекать денежные средства инвесторов, а, следовательно, заключать договора на долевое строительство с будущими владельцами недвижимости. Ожидается увеличение потока лиц, желающих приватизировать свое жилье, т.к. по закону у граждан есть возможность бесплатно приватизировать жилое помещение только до конца 2006 года. Сейчас, конечно, много говорят о продлении срока бесплатной приватизации, и, скорее всего, он будет продлен, но пока это только разговоры. С каждым годом становится все больше желающих воспользоваться ипотекой. В 2005 году по ипотеке Управление зарегистрировало 2 165 прав и сделок. Кстати, в связи с многочисленными просьбами со стороны граждан и юридических лиц в Управлении был положительно решен вопрос об ускорении сроков регистрации жилищной ипотеки. Теперь процесс регистрации ипотеки - 10 дней вместо месяца, причем дополнительная плата за ускорение не взимается. - Кстати, о плате. Во сколько сегодня обходятся услуги регистрационной службы? - Согласно Налоговому кодексу РФ с физических лиц взимается госпошлина в размере 500 рублей, с юридических лиц – 7, 5 тысяч рублей, за регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 50 рублей. Предоставление информации из Единого государственного реестра прав гражданам обходится в 100 рублей, предприятиям – в 300. Все деньги перечисляются в федеральный бюджет. Так, за 2005 год благодаря деятельности Управления государственная казна пополнилась на 87 миллионов. В эту сумму входят не только средства, уплаченные за регистрацию прав на недвижимость, но и за иные юридически значимые действия, совершаемые службой. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ - В 2005 году Управление зарегистрировало 45 общественных объединений, в том числе 10 профсоюзов, и 12 религиозных организаций. Было отказано в регистрации 3 религиозным организациям и 12 общественным объединениям, в том числе двум политическим партиям. Причина - представление недостоверной информации о численности регионального отделения. А вот общественным объединениям чаше всего отказывают в связи с ненадлежащим оформлением документов, представляемых на регистрацию. Бывает, что учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства. Всего же в Управлении зарегистрировано 1 549 общественных объединений, 261 религиозная организация, 25 региональных отделений политических партий. Помимо государственной регистрации Управление осуществляет контроль за деятельностью названных организаций. С этой целью за прошедший год специалисты провели 127 проверок общественных объединений, 12 – религиозных. По результатам проверок составлено 17 протоколов об административных правонарушениях. За несоблюдение действующего законодательства общественным объединениям вынесено 90 предупреждений, 44 представления, 7 религиозных организаций уведомлены об устранении выявленных нарушений. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ - В 2005 году в регистрационную службу поступило 25 жалоб и обращений на действия арбитражных управляющих. Из них 14 признаны необоснованными, в отношении 7 антикризисных менеджеров возбуждены дела об административных правонарушениях и составлены протоколы. По одному обращению срок привлечения к административной ответственности истек, хотя состав правонарушения имелся. 2 жалобы направлены на рассмотрение в Управление по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Федеральной регистрационной службы. - Каковы последствия составленных протоколов? - Один арбитражный управляющий по заявлению Управления дисквалифицирован Арбитражным судом Марийской Республики. Троим назначен штраф на общую сумму 12 тысяч рублей. Кстати, в последнее время нормами закона пренебрегают не только арбитражные управляющие, но и бывшие руководители обанкротившихся предприятий. Они затягивают процесс передачи документов, не передают вовремя материальные ценности, штампы, печати. В этой связи их действия также подпадают под состав административного правонарушения. В конце 2005 года сформировалась очередная группа для прохождения курсов арбитражных управляющих. Наши специалисты контролируют процесс их обучения. По окончанию учебного процесса слушатели курсов сдают экзамен комиссии, в состав которой входят и сотрудники Управления. Свидетельство, дающее право заниматься процедурами банкротства арбитражные управляющие получают тоже в наших стенах. КОНТРОЛЬ ЗА АДВОКАТУРОЙ И НОТАРИАТОМ - Управление не уполномочено вмешиваться в профессиональную деятельность нотариусов и адвокатов. Мы выполняем в основном организационно-контрольные функции в этой сфере. По нашим данным, на конец января в республике адвокатской деятельностью занимаются 317 человек. Нотариальные услуги населению оказывают 50 нотариусов, занимающихся частной практикой. Специалисты Управления рассматривают обращения граждан на действия или бездействие адвокатов с целью выявления фактов, достаточных для внесения представления о прекращении статуса адвоката в Адвокатскую палату ЧР. Также мы проверяем документы и сведения, представляемые претендентами, желающими приобрести статус адвоката. В 2005 году не было выявлено подложных документов и фактов, препятствующих кандидатам заниматься правозаступничеством, а вот раньше такие прецеденты были. Кроме того, сотрудники службы принимают участие в заседаниях квалификационной комиссии при Адвокатской палате ЧР, где рассматриваются жалобы в отношении адвокатов. В 2005 году к дисциплинарной ответственности привлечены 25 адвокатов. К четырем из них применена крайняя мера наказания – прекращение статуса адвоката. Специалисты Управления, совместно с другими членами комиссии, оценивают и знания лиц, желающих получить звание адвоката. В минувшем году из 25 претендентов успешно сдали экзамен 10 человек. Что касается нотариальной деятельности, то Управление совместно с Нотариальной палатой ЧР организует и проводит квалификационные экзамены у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов. В прошедшем году по результатам экзамена к стажировке допущено пять человек. Служба также проводит экзамен у лиц, желающих получить лицензию на право заниматься нотариальной деятельностью. В 2005 году лицензию получили четверо. Совместно с Нотариальной палатой ЧР проведены три конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов в Козловском, Яльчикском и Чебоксарском нотариальных округах. В ушедшем году была проделана большая работа над методическими рекомендациями по совершению должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления отдельных нотариальных действий. Также были разработаны методические рекомендации по совершению действий, приравненных к нотариальным, должностными лицами стационарных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и командирами воинских частей. В течение года совместно с Нотариальной палатой проведены 11 проверок исполнения правил нотариального делопроизводства нотариусами республики. ПРОБЛЕМЫ - В ходе реорганизации выявилась весьма болезненная для всех регионов проблема. Многие граждане и организации в 2004 году внесли плату за регистрацию прав недвижимости в Регистрационную палату, но заявлений о регистрации по разным причинам подать не успели. Вернуть деньги оказалось проблематично. Целый год компетентные органы не могли объяснить, возможен ли зачет перечисленных денег в счет уплаты госпошлины? Законодательный просчет очевиден. Но теперь проблема возврата средств, внесенных ранее, решена. С 1 февраля 2006 года возврат будет осуществлять казначейство. Не налажен порядок взаимодействия между нашим отделом по делам общественных и религиозных объединений с Управлением налоговой службы России по ЧР в части упрощенного порядка исключения общественных и религиозных организаций из Единого государственного реестра юридических лиц. Были и остаются вопросы по размещению офисов в Чебоксарах, Новочебоксарске и в некоторых районах республики.