г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Обзор СМИ



08.06.2006 Работаем неплохо - будем еще лучше Журнал 'Недвижимость Чувашии'

 
Интервью с главным госрегистратором Чувашии Еленой Борисовной Шевлягиной - Е.Б., институту государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исполнилось 8 лет. Дело это для нашей страны достаточно новое. Каковы итоги работы? - В 1998 году был принят федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Первый вопрос, вставший тогда – организационный. Т.е. перед Минюстом РФ и органами госвласти субъектов России встала задача создания учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Срок – 1 января 2000 года. Цель работы объяснялась необходимостью госрегулирования рынка недвижимости, установления правил «игры», обеспечения прозрачности рынка, защиты законных интересов собственников недвижимого имущества. Подготовительная работа легла на плечи Министерства юстиции Чувашии (позже – Управления Минюста РФ по ЧР). Было разработано Положение об учреждении юстиции, постепенно начали претворяться в жизнь и иные задачи. Закон о госрегистрации вступил в действие 31 января 1998 года, а уже 4 февраля постановлением Кабинета Министров ЧР на территории Чувашии было создано учреждение юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Регистрационная палата Чувашской Республики. 1 июня того же года палата приступила к государственной регистрации прав. Организационно Регпалата состояла из центрального аппарата и 23 подразделений (рай-горуправлений). К концу 1998 года в Чувашии работало всего 6 госрегистраторов прав, в 1999 году – 19, в 2000 – 36. С конца 2001 года численность выросла до 50 человек. В настоящее время у нас 60 регистраторов. Основными задачами Регпалаты являлись государственная прав на недвижимое имущество и иных вещных прав на него, создание и ведение Единого госреестра прав на имущество и сделок с ним, а также организация бессрочного хранения документов и предоставление информации о зарегистрированных правах. Всего за 8 лет было зарегистрировано свыше 450 000 прав и сделок, предоставлено более 300 000 сведений (информаций) о зарегистрированных правах. В декабре 2004 года, в ходе административной реформы, Регпалата ЧР была ликвидирована, ее правопреемником стала новая организация – управление Федеральной регистрационной службы по ЧР. Нынче представительства службы работают во всех районах республики. Говоря о сложности работы, упомяну, что сейчас в РФ имеется более 70 млн. записей о правах. Т.е. каждый второй гражданин страны обращался к нам. В Чувашии – уже около 600 тысяч записей. - Хуже всего, как известно, это ждать и догонять. Долго Вашим клиентам приходится сидеть в коридорах? - Знаете, с 18 по 26 апреля мы провели в нашем центральном офисе небольшое социологическое исследование. Цель – выяснить отношение граждан к организации приема документов и т.д. За неделю в опросе согласились принять участие 155 человек, которые ответили на 12 анкетных вопросов. Что касается «сидения» в очередях, то абсолютное большинство опрошенных – 115 человек (это 75%) – ответили, что ждали приема от часа до трех. Были и такие, кто ждал 4-5 часов. 33 человека (21%) попали к специалисту в течение часа. «Счастливчики» ждали 15-30 минут. И только 7 посетителей (5%) ответили, что очереди не было. Хронометраж работы специалистов показывает, что время оформления сделки зависит от многих причин: сложности, физическое или юридическое лицо обратилось, пакета документов и т.д. В среднем на все это уходит от 30 минут до часа. Ведь работа специалиста – это фактически юридическая экспертиза документов. Мы планируем для ускорения работы внедрять новые современные технологии. Серьезную поддержку мы получаем от городской администрации. Так что в будущем «сидение» в коридорах заметно сократится. Это и в наших интересах. - Что же еще показал этот мини-опрос? Возможно, ждут меньше те, кто юридически более «подкован»? И вообще, кто они, ваши клиенты? - При опросе выяснилось, что немного более половины посетителей до обращения к нам не располагали информацией о порядке прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 48% такими сведениями владели. 40% получили информацию о правилах сделок от наших сотрудников. 32% о правилах узнали от знакомых или риэлторов. 12% прочитали о порядке регистрации сделок с недвижимостью в печатных изданиях, такой же процент посетителей прочитал об этом на наших стендах. Чаще всего к нам обращаются служащие – 44 %, за ними предприниматели – 18%, рабочие – 15%, пенсионеры – 13%. Половина опрошенных находится в возрастной категории от 40 до 60 лет. Тех, кому от 25 до 40, было 34%. Всего 8% было людей молодых (от 18 до 25 лет). - Е.Б., часто Ваши сотрудники конфликтуют с посетителями? Работа-то напряженная? - Совсем нет, хотя работа, и в самом деле, напряженная. Вот пример: в ходе опроса приветливость и доброжелательность наших сотрудников отметили 57% анкетированных, 15% оценили профессиональных уровень специалистов, 8% - их оперативность. Но недостатки есть, конечно. 13% опрошенных имеют противоположное вышеприведенному мнение. Они считают, что оперативность низка, 6% считают работу специалистов непрофессиональной. А 3% так и вообще столкнулись с грубостью, что недопустимо. Если говорить в целом, то у 40% респондентов сложилось полностью положительное мнение о нашей работе, у 32% - мнение скорее положительное, чем отрицательное. И только 4% считают работу отдела приема-выдачи документов полностью отрицательной. Как видите, цифры неплохие, и так и должно быть. Люди у нас работают очень квалифицированные: ведь регистратор не может выбирать дела, на любой вопрос он должен дать совершенно правильный ответ. Т.е. гражданское законодательство надо знать досконально. Кроме того, каждые 3 года наш персонал проходит курсы повышения квалификации. Высокий профуровень подтверждается судебной практикой. За 2005 год только 5 случаев результатов обращения к нам были обжалованы и удовлетворены из 500. - Теперь о квартирном вопросе. Как известно, многих он испортил. Однако сейчас развивается ипотека. Как здесь дела? - Приведу количество регистрационных записей об ипотеке по некоторым регионам ПФО. Ульяновская область – 1224, Марий Эл – 156, Чувашия – 2119, Кировская область – 2333. Так что дела идут. Но нужно, конечно, учитывать и потенциал региона, и численность населения и другие факторы. В Татарстане таких записей6391, в Башкирии – 11534. В Чувашии – динамика роста положительная. При дальнейшем снижении процентных ставок ипотека будет развиваться еще активнее. - Ваши перспективы? - Создание единого всероссийского банка данных по недвижимости. Это обеспечит гражданам приобретение недвижимости в любо месте России. Сейчас такая система создается на базе компьютерных технологий. Вводится стандартизация услуг, в том числе это касается и графика рабочего перемни, и времени на предоставление услуг (оформление сделок). И - работа по повышению юридической грамотности населения. Сейчас принят такой объемный пакет документов по жилью и недвижимости, что и специалист не сразу разберется. Думаю, здесь могут дать хороший результат совместные усилия – и регслужбы, и средств массовой информации. - Спасибо. Желаю Вам, Елена Борисовна, успехов в работе.