г.Чебоксары
тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Чувашской Республике

Обзор СМИ



23.06.2006 Недвижимость под "лупой" регистратора 'Советская Чувашия' №120 Л. Смагина

 
Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вступил в действие 31 января 1998 года, и уже через четыре дня после этого постановлением Кабинета Министров Чувашии на ее территории была создана Регистрационная палата. Это было 22-е по счету учреждение юстиции в России из 89 задуманных – в каждом субъекте Российской Федерации. Первого июня 1998 года регпалата республики открыла двери перед первыми посетителями. - Тогда, восемь лет назад, мы начали свою деятельность практически с нуля, - рассказывает и.о. руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашии Елена Шевлягина. – Российская система госрегистрации прав на недвижимость считается самой молодой в мире. Для сравнения – в Испании она создана в 17 веке. Первые два года были для нас самыми сложными – практики по госрегистрации прав не было, квалифицированных кадров не хватало, материально-техническое и методическое обеспечение отсутствовало. Все эти проблемы пришлось решать, и в очень напряженном режиме. При всех трудностях уже к началу 2000 года мы завершили формирование единой системы госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А с января 2005 года начался новый этап в развитии регистрационной системы. В ходе административной реформы палату ликвидировали, а ее функции были переданы новой организации – Управлению Федеральной регистрационной службы по Чувашии. В процессе реорганизации районные отделы сокращены наполовину, но на сегодняшний день в каждом районе республики есть ее представительства. В штате Управления 267 служащих и 46 технических сотрудников. За восемь лет нашей службой зарегистрировано свыше 450 тысяч прав и сделок, предоставлено более 300 тысяч информаций из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). - То есть вы положительно оцениваете результаты восьмилетней работы по регистрации прав на недвижимость. - Безусловно. Сделано очень много, и сколько еще предстоит сделать! Рынок недвижимости сегодня невероятно активен, граждане и юридические лица заключают массу сделок, причем немало сложных договоров с использованием нестандартных условий. И нашим сотрудникам приходится проводить достаточно непростые экспертизы – чтобы, с одной стороны, не нарушить права граждан, а с другой – верно и законно зарегистрировать права и сделки с недвижимостью. - Можно представить, сколь высоки требования к уровню подготовки регистраторов. - Государственный регистратор является ключевой фигурой в процессе госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он подписывает свидетельства о собственности, подтверждая от имени государства права граждан и юридических лиц. Соответственно регистратор должен быть отличным специалистом в своем деле. Квалификация государственных регистраторов Чувашии (а их сегодня 56) достаточно высока. Причем я утверждаю это не голословно, а по результатам беспристрастных тестов и экзаменов. Все регистраторы имеют высшее юридическое образование, около 86 процентов из них – со стажем работы в госрегистрации свыше пяти лет. И наши сотрудники постоянно повышают квалификацию. В прошлом году было отказано в регистрации прав в 485 случаях, в судебном порядке было обжаловано 26 отказов. И лишь пять из них суд признал незаконными. Думаю, это тоже показатель высокой квалификации наших регистраторов. А от единичных ошибок никто не застрахован, учитывая коллизии законодательства. - Прошлогодняя реорганизация органов российской юстиции породила длинные очереди в регистрационные службы, во многих регионах документы на регистрацию принимали только по предварительной записи. Существует ли такая проблема у нас в республике? - Действительно, в связи с реорганизацией и большим оттоком кадров, ростом количества регистрационных действий остро встала проблема очередей. Полагаю, и организация работы регслужб была несколько не продумана. В некоторых регионах документы принимали только до обеда, в других – по определенным дням недели. Сейчас от этой практики отказываются. Хотя проблема очередей еще не до конца разрешена и стоит в ряду приоритетных задач Росрегистрации. Как мы тогда построили свою работу? К приему и выдаче документов дополнительно привлекли специалистов из разных отделов Управления (конечно, это не самый лучший способ разрешить проблему очередей), оперативно изменили график приема граждан. Наши специалисты работают с заявителями ежедневно (за исключением субботы и воскресенья) с 8 утра до 17.00, без перерыва на обед и без какой-либо предварительной записи – в день обращения. Хочу заметить, что о качестве предоставляемых услуг населению мы заботились еще до реорганизации палаты в регистрационную службу. - Как предполагается совершенствовать и дальше развивать систему госрегистарции прав? - Сегодня ведется конкретная работа, направленная на улучшение обслуживания населения и самой процедуры госрегистрации прав. Например, разрабатываются административные регламенты (стандарты) по предоставлению государственных услуг в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это очень важно. Поскольку с их введением во всех субъектах Российской Федерации будут установлены единые для всех правила обслуживания населения. И не будет разговоров: почему в Чувашии так хорошо поставлено, а в каком-нибудь другом российском регионе, как и прежде, народ принимают по предварительной записи и только до обеда. Перечень документов и время приема граждан будут едиными для всех субъектов России. - Регслужба участвует в подготовке регламентов? - В этом деле участвуют все региональные управления госрегистрации прав. Мы, например, провели хронометраж рабочего времени специалистов отдела приема-выдачи документов. И он показал, что прием документов на регистрацию права собственности или сделки, не связанной с отчуждением недвижимости, занимает от 15 до 25 минут. Прием документов на регистрацию по отчуждению недвижимого имущества, а также прием документов от юридических лиц – от 30 минут до часа. Помимо выработки регламентов, проводится работа по созданию единой автоматизированной системы государственной регистрации прав (в России используется до 50 программных продуктов). Она нужна для создания на всей территории России единого государственного реестра прав. Кстати, мы в числе 14 регионов уже перешли на первую версию новой программы. Когда она будет внедрена полностью, то расширит спектр услуг для клиентов. - Например? - Хотите купить квартиру на Камчатке? Приходите к нам, и получите о ней всю информацию: кто правообладатель, зарегистрированы ли его права, нет ли обременений на квартиру или судебных притязаний на нее и прочие сведения, имеющиеся в ЕГРП. А в это время кто-то с Камчатки решил переехать в Чувашию, в том регионе все и узнает о предполагаемом жилье. Уровень технического обеспечения тоже играет не последнюю роль в повышении качества услуг населению. К сожалению, тут у нас пока есть проблемы – в ряде городов и районов не хватает площадей для нормальной организации работы по регистрации прав. Остается надеяться на помощь глав администраций. - Елена Борисовна, как вы думаете, насколько внушителен экономический эффект от внедрения системы госрегистрации? - В стране невозможно развитие рыночных отношений без юридического признания государством законных прав конкретных граждан и юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним. И такое признание путем госрегистарции прав дает людям уверенность в стабильности и законности гражданского оборота недвижимости, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата, снижает риски и одновременно ведет к росту капитализации на рынке недвижимости. Кроме того, помогает людям упорядочить налоговые сборы, связанные с объектом недвижимого имущества и их обладателями. Думаю, неплохой экономический эффект как для государства, так и для конкретных субъектов имущественного права.